• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Динамика ВВП будет иметь позитивную направленность»

Недавно Центр конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний ВШЭ подготовил информационно-аналитический материал, обобщающий результаты исследований делового климата в различных секторах экономики России и потребительских ожиданий населения за II квартал текущего года. Сводные результаты были представлены в виде Индекса экономического настроения (Индекса ВШЭ). Директор Центра Георгий Остапкович рассказывает об основных итогах исследовательского проекта.

— Георгий Владимирович, кто в России, помимо вашего Центра, занимается подобными исследованиями?

— Если говорить конкретно об индексе экономических настроений, то в настоящее время, кроме нас, данный показатель в России никто не рассчитывает. Поэтому второе название показателя — Индекс ВШЭ.

— Какие основные задачи стояли перед участниками проекта?

— Основной задачей было создание обобщающего индикатора — Индекса экономического настроения в России, или Индекса ВШЭ. Эта работа была предусмотрена планом фундаментальных исследований Вышки. Мы уже в течение нескольких лет проводим отраслевые обследования промышленности, строительства, розничной и оптовой торговли. Исследования базируются на опросах руководителей предприятий этих отраслей экономики страны: мы задаем им конкретные вопросы по основным проблемам деятельности предприятий, не обращаясь к показателям бухгалтерской отчетности. Опрос проводится в самых простых дефинициях — ситуация улучшилась, ухудшилась или осталась на том же уровне. Поэтому анкеты достаточно просты для заполнения, и ответы респондентов мы получаем очень оперативно.

На определенном этапе обследования четырех секторов экономики перед нами возник вопрос: можно ли объединить эти данные и вывести единый композитный индикатор, комплексно характеризующий состояние делового климата в обследуемых секторах? В итоге для создания сводного индекса мы определили и объединили восемь компонентов, которые, на наш взгляд, адекватно и быстро реагируют на изменения конъюнктуры, и добавили индекс потребительской уверенности, который рассчитывает Росстат. На этой базе мы и создали индекс экономического настроения.

Должен сразу сказать, что при построении соответствующего индекса мы вовсе не изобретали «велосипед», а взяли за основу методологические подходы, которые используются в Европейском союзе при проведении подобных исследований. Одной из целей создания индекса было сравнение настроений российских предпринимателей с их европейскими коллегами. Россия стремится войти не только в ВТО, но и в Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), а одним из основных требований этой организации является сопоставимость расчета экономических индикаторов для стран-членов ОЭСР.

— Какой период охватывало исследование?

— Реальную процедуру расчета индекса мы осуществили впервые по итогам II квартала текущего года, но поскольку мы проводим расчеты компонентов индекса в отраслевых исследованиях, то имели возможность с небольшим допуском пересчитать индекс на 13 лет назад с целью получения ретроспективных данных развития экономики страны, включая периоды финансово-экономических кризисов 1998 и 2008 годов. Таким образом мы представили экспериментальный расчет индекса «вниз» — от текущего до 1998 года. Следует отметить, что поквартальные значения индекса ВШЭ имеют достаточно высокую корреляцию с данными ВВП страны. Уровень корреляции достигает 0,8%.

Учитывая оперативность расчета Индекса экономического настроения, Индекса ВШЭ (а опережение публикации официальных статистических данных об объеме ВВП составляет более полутора месяцев), и его достаточную надежность, индекс можно использовать как дополнительный вспомогательный индикатор для текущего анализа и краткосрочного прогнозирования развития экономики страны.

— Не могли бы вы в общих чертах рассказать о том, что было выявлено в ходе работ?

— По итогам за второй квартал Индекс ВШЭ немного поднялся, то есть тренд показал позитивную направленность. Драйверами роста Индекса экономического настроения (Индекса ВШЭ) во II квартале этого года стали заметное улучшение по сравнению с предыдущим периодом совокупных потребительских ожиданий населения и некоторые положительные изменения делового климата промышленных организаций, что компенсировало традиционную для последних лет негативную динамику основных индикаторов делового климата в строительстве и нейтральное поведение розничной торговли. Следует отметить, что темпы роста индекса потребительской уверенности во II квартале 2011 года по сравнению с предыдущим периодом были самыми высокими за последние пять кварталов.

— А делаете ли вы прогнозы на будущее на основе полученных данных?

— В принципе это — дальнейший этап работы Центра. В плане фундаментальных исследований ВШЭ на 2012-2013 год предусмотрено проведение работ по встраиванию результатов наших расчетов в краткосрочную прогностическую модель развития экономики. Вместе с тем, как я уже говорил, наш Индекс в любом случае является индикатором, опережающим официальный ВВП на полтора месяца, поэтому он и сегодня выполняет определенные прогностические функции. В частности, по результатам расчета Индекса ВШЭ за II квартал можно с большой долей уверенности утверждать, что динамика ВВП за этот период будет иметь позитивную направленность.

Валентина Грузинцева, Новостная служба портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

30%

предпринимателей, работающих в сфере услуг, сообщили о сокращении платежеспособного спроса на услуги своих организаций в IV квартале 2015 года по сравнению с III кварталом.

35%

руководителей торговых организаций по итогам года признали уменьшение спроса на реализуемую продукцию. В III квартале этого года о такой проблеме заявляли только 25% опрошенных.

2%

представителей малых организаций обрабатывающей промышленности, готовых брать «длинные деньги» на развитие и модернизацию своего производства, согласны делать это по ставкам, сопоставимым с существующими — 18-21%.

Беднеющие россияне не могут поддержать ритейл

После недолгого оживления розничная торговля вновь погрузилась в стагнацию. Доходы населения продолжают снижаться, что заставляет россиян все больше экономить и сберегать, отметили эксперты Центра конъюнктурных исследований (ЦКИ) ИСИЭЗ НИУ ВШЭ в очередном мониторинге делового климата в розничной торговле.

+4%

составил индекс предпринимательской уверенности в розничной торговле. Значение индикатора выросло после полугодового нахождения в критической околонулевой зоне.

5%

руководителей промышленных предприятий оценивают текущую экономическую ситуацию на своих предприятиях как «благоприятную».

–14%

до такого уровня опустился индекс предпринимательской уверенности в производстве стройматериалов в мае этого года.

13,2%

составил спад реальных заработных плат в апреле 2015 года.

Ритейлеры сокращают ассортимент

Предприятия розничной торговли чувствуют себя очень плохо. Спрос и выручка уже побили антирекорд последнего десятилетия. Чтобы выжить, предприниматели поднимают цены и сужают ассортимент, отметили эксперты Центра конъюнктурных исследований (ЦКИ) ИСИЭЗ НИУ ВШЭ в очередном мониторинге делового климата в розничной торговле.

Оптовики готовят розницу к масштабному росту цен

Снижение спроса со стороны населения и бизнеса, инфляция и сжатие рынка кредитования ухудшили положение оптовиков в IV квартале 2014 года. Все имеющиеся потери и будущие риски предприниматели теперь закладывают в цену, отметили эксперты Центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ в очередном мониторинге делового климата в оптовой торговле.