• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Почувствуйте Север»: в Мурманске завершилась Арктическая летняя школа

«Почувствуйте Север»: в Мурманске завершилась Арктическая летняя школа

© iStock

Правительство Мурманской области, Высшая школа урбанистики имени А.А. Высоковского (ВШУ) факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ и Мурманский арктический университет (МАУ) провели Арктическую летнюю школу. Две недели 18 студентов двух университетов под руководством тьюторов работали с несколькими районами Мурманска, подробно анализируя их территории, проводя полевые исследования и готовя проектные предложения по их развитию в синхронизации с разрабатываемым мастер-планом агломерации. 

По поручению президента Российской Федерации разрабатываются мастер-планы опорных населенных пунктов Арктической зоны, и Арктика сейчас приобретает новый статус, новый виток развития, отметила на открытии летней школы Ольга Вовк, заместитель губернатора Мурманской области.

Ольга Вовк

«Вы находитесь в той точке времени, когда это максимально полезно и для вас, и для нас, — обратилась она к участникам на открытии летней школы. — Не ограничивайте себя рамками. Ребята из Мурманского арктического университета помогут вам ощутить местный колорит и специфику, расскажут про территорию. Прочувствуйте, что такое Мурманск, что такое Север, какой он гостеприимный, душевный. Мы абсолютно открыты к любому решению, которое вы предложите».

Руслан Гончаров

Высшая школа урбанистики имени А.А. Высоковского ФГРР НИУ ВШЭ уделяет большое внимание экспедиционной и проектной деятельности студентов как бакалавриата, так и магистратуры, говорит ее руководитель Руслан Гончаров. «Будущие городские планировщики, исследователи и урбанисты должны понимать все разнообразие феномена урбанизации в разных регионах страны. И Арктика здесь — один из наиболее интересных и ни на что не похожих полигонов для изучения, — уверен он. — Многие подходы, релевантные для Центральной России, могут сработать совершенно иначе или не сработать вообще в условиях сурового климата и полярной ночи. Поэтому мы крайне признательны Правительству Мурманской области за поддержку данной инициативы и за возможность для студентов разных факультетов Вышки погрузиться в феномен арктической урбанизации, расширить свое представление о процессах городского развития, завести новые знакомства, получить навыки проектной деятельности и поработать в логике мастер-планирования».

Татьяна Белевских

«Мы часто размышляем о комфортном, современном арктическом городе. С другой стороны, мы думаем, как привлечь молодежь в Арктику. Именно такие проекты позволяют ответить на эти вопросы. Нужно дать возможность молодым людям самим проектировать территорию, создавать города и пространства для себя, для самореализации», — считает Татьяна Белевских, директор Института креативных индустрий и предпринимательства МАУ.

Ирина Красноперова

Специалистам, работающим с пространством, всегда непросто — с них большой спрос: они должны умело справляться с задачами сразу нескольких профессий, отметила Ирина Красноперова, начальник экспертно-аналитического отдела ГОКУ «Представительство Правительства Мурманской области». «В географе и урбанисте скрываются по меньшей мере архитектор, историк, экономист, специалист по ЖКХ, дизайнер, антрополог. 

Люди, работающие с пространством, должны быть чувствительны к этому пространству, но эту способность невозможно развить в рамках камеральной работы или за учебной партой. Самые важные и ценные навыки географ и урбанист получают в поле», — убеждена она.

Арктическая летняя школа — новый и интересный формат образовательного мероприятия для Мурманской области — собрала лучших студентов из Высшей школы экономики и Мурманского арктического университета, говорит Ирина Красноперова. «Они смогли не только прочувствовать территорию, ее арктическую специфику, но и дать свежие идеи по развитию Мурманской агломерации, что сейчас актуально», — подчеркнула она.

Школа состояла из нескольких частей: подготовительная неделя с онлайн-лекциями, практические занятия по подготовке к полевому выезду. Команды анализировали историю районов, с которыми им предстояло работать, проводили контент-анализ социальных сетей, выявляя образ территории. 

Выездная часть школы началась с двух интенсивных лекционных дней. Следующие полторы недели были посвящены выездам на территорию, встречам с жителями и представителями администрации города, местными экспертами, а также формированию проектов по развитию территорий районов Росляково, Абрам-мыс и Петушинка. 

Иван Алов

По словам Ивана Алова, преподавателя ВШУ, каждый студент показал свои сильные стороны: один лучше интервьюирует, другой находит подходящий референсный опыт в благоустройстве, третий оформляет презентации. Конкретные решения, представленные на защитах проектов участников, были связаны с благоустройством и пересборкой активности на территории, отметил он. «Предлагается благоустроить сопку в районе Петушинка для внешних потребителей, оставить другую сопку для местных жителей. В Росляково предлагается увязать активность в районе среди разных возрастных групп с местным судостроительным заводом. В Абрам-мысе было предложено развивать район как важный туристический аттрактор, привлекать людей на речных трамвайчиках, проводить досуг с привлечением местных жителей в качестве персонала в сфере услуг», — рассказал Иван Алов.

Дарья Мальцева

Дарья Мальцева, преподаватель ВШУ, подчеркнула, что новость о проведении школы вызвала большой ажиотаж. «Были отобраны студенты семи направлений обучения бакалавриата и магистратуры: градостроительство, география, культурология, логистика, прикладная математика и информатика, государственное и муниципальное управление — в НИУ ВШЭ, дизайн среды — в Мурманском арктическом университете. Восемнадцать совершенно разных студентов объединил интерес к изучению городов и желание их развивать», — отметила она.

Участники школы проделали огромную по масштабам и качеству работу, смогли за короткое время пройти сложный путь от обучения и знакомства с городом до комплексных проектных предложений по развитию, считает Дарья Мальцева. «Уверена, многим участникам эта школа надолго запомнится новыми друзьями, прекрасными пейзажами, полярными днями, перспективами для личного развития и планами следующих поездок в Арктику», — заключила она.

Участники летней школы — о работе и впечатлениях

Наталья Гурова, ОП «Культурология» НИУ ВШЭ, 3-й курс

«Меня привлекла возможность применить знания на практике, поработать в междисциплинарной команде и, конечно, увидеть Мурманск. Школа была интенсивной, с десяти утра до восьми вечера. На первой неделе шли вводные лекции и полевые выезды, в наш единственный выходной, в воскресенье, мы съездили в Териберку, что было незабываемо, а на второй неделе мы в основном работали над проектами. Понравилась атмосфера школы, совместной работы и взаимоуважения. Междисциплинарный диалог получился, и каждому удалось привнести что-то свое в общее дело». 

Ирина Левина, МП «Управление пространственным развитием городов» НИУ ВШЭ, 2-й курс

«В течение учебного года у меня не было выездных занятий, и по рабочим проектам я изучала территории тоже через экран ноутбука, поэтому манила возможность посмотреть на новый город глазами урбаниста и исследователя. И конечно, привлекал сам Мурманск. Во время учебы мы много говорили об арктических городах, и было понятно, что для решения задач, стоящих перед нами, предстоит применять креативные решения: территория специфическая. Так и вышло. В итоге район, который мне предстояло исследовать, оказался в недавнем прошлом частью ЗАТО (закрытого административно-территориального образования. — Ред.). У нас был исследовательский запал, мы обменивались мнениями, слушали друг друга, вместе решали задачи, ходили к представителям министерств Мурманска».

Иван Осин, ОП «Управление и аналитика в государственном секторе» НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге, 2-й курс

«Я из Мурманска и до поступления в Вышку обитал там. Мне было интересно побывать дома, посмотреть на то, как меняется город, оценить территорию не с позиции жителя, а с научным интересом. Наша команда занималась преобразованием территории района Петушинка. Мы пообщались с большим количеством людей. В итоге у нас получилось предложение, учитывающее как интересы местных жителей, так и интересы всех горожан: мы предложили студенческий кластер».

Арктическая летняя школа проводилась в рамках соглашения о партнерстве факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ и Правительства Мурманской области, которое было заключено на Международной выставке-форуме «Россия» 24 мая 2024 года.

Еще больше полевой работы и городских исследований ждут студентов программы магистратуры «Управление пространственным развитием городов» и программы бакалавриата «Городское планирование». Подача документов — до 25 июля.

Вам также может быть интересно:

Завершила работу I Летняя школа для студентов, аспирантов и молодых ученых «Религия и право»

В начале июля в Высшей школе экономики состоялась летняя школа для молодых исследователей по религии и праву. Мероприятие было организовано Научно-образовательной теологической ассоциацией (НОТА), НИУ ВШЭ, Общецерковной аспирантурой и докторантурой имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия (ОЦАД) и Московской духовной академией (МДА). Участниками стали представители 15 вузов из 14 регионов.

В Вышке стартовала XI Российско-китайская летняя школа по международным отношениям

1 июля состоялась торжественная церемония открытия XI Международной российско-китайской летней школы по международным отношениям «Партнерство и сотрудничество в пространствах нового миропорядка». Организаторами выступили факультет мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ совместно с Центром комплексных европейских и международных исследований ВШЭ. Студенты магистратуры и аспирантуры из разных стран мира приехали в Москву изучать международные отношения и вместе придумывать новый мировой порядок.

«Место, где рождаются идеи и укрепляются связи»

С 19 по 21 июня в Хабаровске состоялась летняя школа «Сетевые решения в образовании как драйвер развития региона». Она была организована в рамках совместной магистерской программы Тихоокеанского госуниверситета (ТОГУ) и НИУ ВШЭ «Управление образованием», которая на днях начала третий набор студентов. В летней школе приняли участие более 100 человек, в числе которых не только студенты, но и работники системы образования дальневосточных регионов.

Нескучная учеба: зачем Вышка проводит летние школы для старшеклассников

Каждое лето НИУ ВШЭ устраивает множество летних школ для учеников 6–11-х классов. Участники получают возможность не только познакомиться с университетом и окунуться в академическую атмосферу, но и расширить кругозор, выйти за рамки школьных знаний и навыков, завести новые знакомства. Большую часть летних школ Вышки организует факультет довузовской подготовки (ФДП).

Вышка и правительство Мурманской области объявляют набор в летнюю школу по арктической урбанистике

Высшая школа урбанистики НИУ ВШЭ в партнерстве с правительством Мурманской области, администрацией города Мурманска и Мурманским арктическим университетом (МАУ) приглашает принять участие в летней школе студентов всех факультетов Вышки. Программа посвящена комплексному исследованию нескольких районов Мурманска и рассмотрению на их примерах особенностей городской среды арктических городов.

Регистрация на Летнюю многопрофильную школу продлится до конца недели

До 26 мая включительно продолжается регистрация и прием портфолио учеников 8–10-х классов на Летнюю многопрофильную школу «Грани предпринимательства», которую НИУ ВШЭ проведет с 4 по 14 июля в Подмосковье. Участников школы ждут встречи с представителями крупных компаний, в числе которых Сбер, VK, Теlе2, КРОК, «Яков и Партнеры» и другие. Стоимость участия — 20 тысяч рублей, есть возможность получения скидки.

Лето с пользой: как ученикам 8–11-х классов стать участниками летних школ Вышки

В этом году в рамках проекта «Расти с Вышкой» НИУ ВШЭ проведет пять летних школ и выступит в качестве партнера еще одной. Все эти школы очные, рассчитаны на выпускников 8–10-х, а в ряде случаев также 11-х классов, увлеченных проектной и исследовательской деятельностью, нацеленных на обучение в университете. Участие в них платное, есть возможность получить скидку, но в любом случае необходимо пройти конкурсный отбор.

В Вышке прошла 10-я летняя нейролингвистическая школа “Eye-tracking in the Lab and Beyond”

В этом году в школе приняли участие более 100 человек со всей России и из-за рубежа. Это уже 10-я летняя нейролингвистическая школа “Eye-tracking in the Lab and Beyond”, ежегодно проводимая Центром языка и мозга ВШЭ. Ведущие специалисты рассказали о передовых разработках и исследованиях в области видеоокулографии.

Анализ данных и персонализированная медицина: как прошла школа по кардиогенетике

Недавно в Центре непрерывного образования факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ состоялась летняя школа «Кардиогенетика: отсеквенирования к разработке кардиопанели». Программа была организована совместно с Институтом аналитического приборостроения РАН,Институтом спектроскопии Российской академии наук и компанией «Синтол».

Старшеклассники в академической культуре: как прошла VIII Летняя историко-филологическая школа ФГН ВШЭ

В конце августа в учебном центре «Вороново» состоялась VIII Летняя историко-филологическая школа (ЛИФШ), организованная факультетом гуманитарных наук НИУ ВШЭ при поддержке Дирекции по работе с одаренными учащимися в рамках проекта «Расти с Вышкой» и экспертов Всероссийского чемпионата сочинений «Своими словами».