Вышка приняла участие в саммите БРИКС
6–7 июля в Рио-де-Жанейро состоялся XVII саммит БРИКС. Впервые в истории в нем приняли участие представители гражданского общества стран объединения. Проректор НИУ ВШЭ, руководитель Экспертного совета БРИКС — Россия и сопредседатель российской части Гражданского совета БРИКС Виктория Панова присутствовала на встрече лидеров государств союза.
Накануне, 4–5 июля, в Рио-де-Жанейро прошла специальная сессия Гражданского совета БРИКС. Представители гражданского общества стран объединения согласовали рекомендации, которые были торжественно переданы главам государств стран БРИКС 6 июля на саммите.
Передача рекомендаций на высшем уровне стала результатом многомесячной работы гражданского трека БРИКС, объединившего более 120 общественных организаций из стран объединения и государств-партнеров. С начала года прошло несколько десятков онлайн-консультаций по выработке согласованной позиции. В НИУ ВШЭ в апреле и мае прошли круглые столы российской части Гражданского совета БРИКС, на которых участники тематических рабочих групп разрабатывали позиционные документы. Ключевым этапом подготовки рекомендаций стало первое очное заседание Гражданского совета БРИКС 4–5 июля в Рио-де-Жанейро. Специальная сессия собрала делегации гражданских активистов, экспертов и представителей университетского сообщества из стран-участниц и государств — партнеров БРИКС.
Итоговый документ объединил предложения по 7 ключевым направлениям повестки стран Глобального Юга. Рекомендации касаются развития сотрудничества в социальной, экономической, технологической и культурной сферах, расширения академических обменов, укрепления цифрового суверенитета, продвижения устойчивого развития и институционального оформления гражданского участия в рамках объединения. Совокупно они отражают стремление к более справедливому и равноправному мировому порядку, где интересы развивающихся стран и голос гражданского общества играют все более заметную роль.
Виктория Панова
«Гражданский БРИКС — это не просто движение. Это не просто клуб. Это семья. Впервые можно сказать, что БРИКС — это качественно новое объединение на мировой арене. И Гражданский БРИКС является еще одним дополнением к нему, потому что этот процесс определенно демонстрирует, насколько мы близки и сколько мы можем сделать вместе на благо наших народов», — отметила Виктория Панова. По ее словам, формализация Гражданского совета БРИКС стала возможной благодаря усилиям всех стран-участниц, а важнейшие институциональные шаги были сделаны в период российского председательства в 2024 году.
Создание Гражданского совета БРИКС было закреплено в Казанской декларации в июле 2024 года. Он стал логическим продолжением работы Гражданских форумов БРИКС, которые проходят ежегодно с 2015 года. За 10 лет этот трек народной дипломатии стал постоянной платформой для диалога между общественными движениями и правительствами стран объединения.
НИУ ВШЭ на протяжении нескольких лет оказывает экспертную поддержку гражданскому формату взаимодействия в рамках БРИКС. Университет активно участвует в формировании российской повестки по линии people-to-people и способствует продвижению ценностей равноправного диалога, устойчивого развития и включенности сообществ в процессы международного сотрудничества.
Следующая очная встреча Гражданского совета БРИКС запланирована на октябрь 2025 года в городе Салвадор, Бразилия. В ее рамках продолжится обсуждение механизмов реализации представленных инициатив и расширения участия стран Глобального Юга в повестке объединения.
Вам также может быть интересно:
Вузы разделились на шесть лагерей в отношении к искусственному интеллекту
Каким должно быть образование в эпоху ИИ? Чтобы разобраться, какие есть точки зрения и какие решения уже формируются, команда Института образования ВШЭ весной 2025 года провела серию интервью с проректорами российских университетов. Об итогах этого исследования рассказывает директор института Евгений Терентьев.
Ростех и Вышка стали партнерами в сфере инженерной подготовки и научных исследований
Госкорпорация Ростех и Высшая школа экономики заключили соглашение о стратегическом партнерстве в сфере науки и образования. Документ направлен на проведение совместных исследований, подготовку высококвалифицированных кадров и формирование научно-технического задела в интересах высокотехнологичных отраслей России. Кроме того, совместно с московской школой № 58 будет вестись профориентация школьников по направлениям инженерии, ИТ и кибербезопасности.
В Вышке пройдет Международная школа БРИКС: Новое поколение
Открыта регистрация на Международную школу БРИКС: Новое поколение — один из ведущих международных образовательных проектов, ориентированных на молодых лидеров, интересующихся повесткой глобального развития и сотрудничества в рамках БРИКС.
НИУ ВШЭ укрепляет отношения с Пекинским университетом
21 июля в Высшей школе экономики побывала делегация Пекинского университета в составе сорока человек — студентов, преподавателей, административных сотрудников во главе с исполнительным проректором Пекинского университета, директором Высшей школы Пекинского университета в Шэньчжэне Чжан Цзинем. Руководители двух университетов обсудили направления дальнейшего сотрудничества, а представители трех факультетов НИУ ВШЭ провели рабочие встречи с китайскими студентами.
НИУ ВШЭ объединил ученых на международной школе по ИИ в Шанхае
В начале июля в Шанхае проходил Международный летний институт по исследованиям искусственного интеллекта в образовании, организованный Инобром НИУ ВШЭ совместно с Восточно-китайским педагогическим университетом. Более 50 молодых исследователей и ключевых спикеров из девяти стран — от России и Китая до Канады и Сингапура — собрались, чтобы обменяться последними результатами своей работы и построить новые международные партнерства.
«Мы близки к практическому применению системы бесстимульного картирования головного мозга»
Созданные учеными Вышки совместно с медиками нейроинтерфейсы позволяют установить контакт с головным мозгом и декодировать его сигналы. Их применение создает возможности для стимуляции мозговой активности, восстановления и нормализации мышечного контроля пациентов, перенесших инсульт, инфаркт или страдающих иными неврологическими заболеваниями, а также способствует реабилитации людей с черепно-мозговыми травмами и потерей конечностей. О работе Центра биоэлектрических интерфейсов Института когнитивных нейронаук НИУ ВШЭ рассказывает его директор Алексей Осадчий.
Исследователи НИУ ВШЭ представили новую архитектуру нейронных сетей, понимающую симметрии мира
Сотрудники Лаборатории геометрической алгебры и приложений НИУ ВШЭ разработали новую архитектуру нейронных сетей, которая может ускорить и упростить анализ данных в физике, биологии и инженерии. Свое решение ученые представили 16 июля в Ванкувере на ведущей международной конференции по машинному обучению ICML 2025. Текст статьи и исходный код выложены в открытый доступ.
Вышка представила «Умный ортез» на форуме «Надежда на технологии»
С 10 по 11 июля в Москве прошел юбилейный, X Национальный форум «Надежда на технологии». Мероприятие было нацелено на обсуждение инновационных достижений в сфере реабилитационной индустрии. Студенческое конструкторское бюро (СКБ) МИЭМ в сотрудничестве с Институтом когнитивных нейронаук (ИКН) ВШЭ представило «Умный ортез», который был разработан на основе запроса медиков-ортопедов.
Исследователи НИУ ВШЭ выяснили, как часто у россиян с легочной гипертензией встречаются генетические мутации
Команда ученых и медиков впервые в России провела масштабное генетическое исследование пациентов с легочной артериальной гипертензией. Исследователи, включая сотрудников Международной лаборатории биоинформатики факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ, изучили геномы более ста пациентов и обнаружили, что примерно у каждого десятого встречаются опасные мутации в гене BMPR2, отвечающем за рост сосудов. Три мутации были описаны впервые. Исследование опубликовано в журнале Respiratory Research.
Эксперты оценили, как трансформируются образовательные системы стран БРИКС
Экспертный совет БРИКС — Россия, работающий на базе Высшей школы экономики, совместно с Институтом образования ВШЭ подготовил аналитический доклад «Трансформация систем общего образования стран БРИКС». Исследование позволяет проследить, как страны объединения решают общие задачи, включая равный доступ к школьному образованию, внедрение цифровых решений, поддержку инклюзии, языкового многообразия и межкультурного диалога.