• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Искусственный интеллект: «поход в качалку для мозга»

На днях в Вышке состоялось очередное заседание дискуссионного клуба «Самовар», главной темой которого на этот раз стал искусственный интеллект. Вместе с руководителем департамента больших данных и информационного поиска, доцентом факультета компьютерных наук ВШЭ Евгением Соколовым и директором по связям с общественностью НИУ ВШЭ, модератором встречи Романом Левковичем участники разбирались в том, что такое ИИ, что он умеет, чему и как быстро учится и зачем нам всем нужно об этом знать. 

Роман Левкович

В начале встречи Роман Левкович попросил Евгения Соколова рассказать немного об истории создания искусственного интеллекта и о том, чем ИИ отличается от машинного обучения. «Термин “искусственный интеллект” возник, наверное, в 40–50-е годы, когда разные сложные задачи — распознавание речи и изображений, написание текстов — люди пытались решить с помощью несложных алгоритмов и экспертных систем. Подходы не сработали. Вокруг понятия ИИ возникла негативная аура, и оно надолго выпало из оборота. В районе 90-х стала набирать популярность идея извлечения алгоритмов из данных — то есть в некотором смысле подстройки алгоритмов под конкретные примеры. С помощью такого подхода стало удаваться решать сложные задачи. Тогда это называли машинным обучением, а примерно 7 лет назад стали снова называть это искусственным интеллектом», — объяснил Евгений Соколов. 

После экскурса в историю перешли к практической части — обсуждению амплуа ИИ и того, как им пользуются интернет-компании, платформы электронной коммерции и банки. Участники «Самовара» задавали вопросы в рамках своих дисциплин. А поскольку в зале были математики, географы, юристы, представители компьютерных наук и административные работники НИУ ВШЭ, спектр тем получился довольно широкий. В ходе дискуссии поговорили о возможности строить с помощью ИИ карты и разрабатывать программы для сложных интеллектуальных игр, об использовании смарт-контрактов для автоматизации функций работодателя и работника, о критериях, разграничивающих интеллектуальную деятельность нейросети и творческий вклад человека. 

Обсудили и главный вопрос — сможет ли ИИ заменить на рабочем месте человека, например журналиста? По мнению эксперта, существует несколько заповедных областей, где ноги ИИ пока точно не было. Например, он еще не совершил ни одного научного открытия. Также совершенно непонятно, могут ли генеративные модели заниматься целеполаганием. Постановка задач и изобретение всего нового пока целиком и полностью удел человека. Но чтобы быть всегда на шаг впереди, человек должен учиться. В том числе учиться работать с ИИ.

Преподавателей, которых на встрече было большинство, не могла не интересовать тема присутствия ИИ в образовательном процессе. «Что касается обучения студентов в области искусственного интеллекта, в Вышке давно решено, что цифровая грамотность, программирование и основы ИИ должны быть включены в учебный план всех студентов бакалавриата», — определил позицию университета Евгений Соколов. А также заметил, что лично он не против, если студенты будут использовать современные генеративные инструменты по назначению. Например, ИИ может облегчить жизнь студенту, сделав краткий пересказ статей, которые необходимо прочитать. В диалоге с моделью можно изучать какие-то предметы и в принципе использовать ее для упрощения работы. Главное, чтобы студент не просто сгенерировал код для решения задачи, а проанализировал результаты, представил глубокие выводы на защите и ответил на каверзные вопросы.

© Высшая школа экономики

Возможно, это будет новой главой в университетской системе оценивания. Вместо традиционного эссе — прямой диалог «студент — преподаватель». Не зря же в помощь преподавателям и административным работникам НИУ ВШЭ в этом году стартовал цикл курсов повышения квалификации, посвященных принципам работы искусственного интеллекта. Среди них есть обзорный курс, состоящий из нескольких вебинаров, рассказывающих, что такое ИИ, как работает, какие существуют генеративные инструменты, плюс мастер-классы по промпт-инжинирингу. Есть курсы более сложные, где идет построение моделей машинного обучения в no-code-инструментах или с помощью Python. Есть курсы для административных сотрудников, где они учатся более эффективно пользоваться различными инструментами и знакомятся с Python для автоматизации рутинных задач. Обучение уже прошли более 300 вышкинцев. И это только начало — в будущем эту цифру планируется увеличить в разы.

На вопрос, стоит ли тратить время на изучение Python, Евгений Соколов уверенно ответил: «Стоит. Даже если написание базовых программ будет автоматизировано, изучение Python или другого языка программирования имеет педагогическую функцию. Ты начинаешь более алгоритмично мыслить, быстрее соображать. То есть здесь есть вторичная выгода, которая точно вам понравится. Рассматривайте изучение Python не просто как узнавание полезного инструмента, а как поход в качалку для мозга. Если правильно настроиться, получите удовольствие».

Вам также может быть интересно:

Обучение с подкреплением позволило лучше работать генеративным потоковым нейросетям

Ученые Центра ИИ и Института искусственного интеллекта и цифровых наук факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ применили классические алгоритмы обучения с подкреплением для настройки генеративных потоковых сетей (GFlowNets). Это позволило улучшить работу GFlowNets, которые применяются уже три года для решения сложнейших научных задач на этапах моделирования, генерации гипотез и экспериментального проектирования. Результаты работы вошли в 5% лучших публикаций на Международной конференции по искусственному интеллекту и статистике AISTATS, которая состоялась 2–4 мая 2024 года в Валенсии.

НИУ ВШЭ и Сбер провели форсайт искусственного интеллекта

Высшая школа экономики совместно со Сбером провела форсайт искусственного интеллекта (ИИ). Его первые итоги обсудили участники стратегической форсайт-сессии по поисковым исследованиям в сфере ИИ, которая прошла в Координационном центре Правительства РФ под руководством вице-премьера Дмитрия Чернышенко. Результаты форсайта лягут в основу Единой программы исследований и разработок в сфере ИИ.

На выставке-форуме «Россия» представили систему сертификации технологий ИИ «Интеллометрика» НИУ ВШЭ

В рамках дней Росстандарта на выставке-форуме «Россия» прошла дискуссия о том, как обеспечить доверие к технологиям искусственного интеллекта. Участники рассказали о подходах к испытаниям систем ИИ в промышленности, управлении городом, образовании, в области контроля вредных выбросов. На сессии также была представлена система добровольной сертификации технологий ИИ «Интеллометрика», разработанная в Вышке.

На Академическом форуме БРИКС обсудили возможности и угрозы искусственного интеллекта

В рамках Академического форума БРИКС, который на днях завершил свою работу в Москве, ученые, эксперты и представители бизнеса обсудили вопросы развития технологий искусственного интеллекта (ИИ), в том числе разработку стандартов и этических норм в этой области, а также совместные исследовательские проекты стран объединения.

ФКН ВШЭ и МТС открывают магистратуру по искусственному интеллекту

В ходе конференции True Tech Day МТС объявила об открытии в сентябре 2024 года магистратуры по направлению «Исследования и предпринимательство в искусственном интеллекте» на факультете компьютерных наук Высшей школы экономики. Цель программы — применение новых технологий в бизнесе и обучение специалистов, которые будут заниматься созданием инновационных продуктов, используя передовые методы машинного и глубинного обучения.

НИУ ВШЭ — лидер среди вузов по вкладу в развитие ИИ

15 мая состоялось вручение премии «AI Awards: создатели будущего 2024».  Команда по искусственному интеллекту и цифровым продуктам «Билайна» Big Data & AI* совместно с Brand Analytics объявили победителей рейтинга искусственного интеллекта, который составила нейросеть. Вышка стала победителем в индустриальной номинации «Вузы. Вклад в развитие ИИ».

Ученые Вышки ускоряют разработку беспроводных систем связи 5G и 6G с помощью ИИ-технологий

В Центре искусственного интеллекта НИУ ВШЭ разработали программное обеспечение для моделирования радиоканала в беспроводной связи 5G и 6G, основанное на использовании трассировки лучей и машинного обучения. Программы позволяют узнать, как радиоволны распространяются между передатчиком и приемником, а также могут преобразовывать данные трассировки лучей в формат последовательности кадров, конфигурировать и обучать нейросеть на их основе с последующим сохранением.

«Новый стратегический проект усилит наши компетенции в области искусственного интеллекта»

Высшая школа экономики в рамках программы «Приоритет-2030» запускает новый стратегический проект «ИИ-технологии для человека». О том, какие задачи он решает, какие проекты войдут в его состав, зачем нужны конкурсы молодых ученых и компетенций и что будут делать ИИ-помощники для человека, в интервью «Вышке.Главное» рассказал научный руководитель стратпроекта, директор Института искусственного интеллекта и цифровых наук НИУ ВШЭ Алексей Масютин.

На площадке НИУ ВШЭ опубликована «Белая книга» оценки соответствия искусственного интеллекта

Технический комитет по стандартизации №164 «Искусственный интеллект», действующий на площадке НИУ ВШЭ, совместно с Палатой индо-российского технологического сотрудничества (CIRTC) и ассоциацией «РУССОФТ» опубликовали «Белую книгу» оценки соответствия искусственного интеллекта. В ней отражены подходы к стандартизации и этическому регулированию технологий ИИ в двух пилотных отраслях — здравоохранении и сельском хозяйстве.

«Подобно электричеству, ИИ может принести невероятную пользу»

Разработки в сфере искусственного интеллекта постепенно занимают ведущее место во всем мире. ИИ может принести невероятную пользу мировой экономике и благосостоянию, но порождает новые вызовы. Об этом в своем докладе рассказал профессор Университета Флориды, научный руководитель Лаборатории алгоритмов и технологий анализа сетевых структур нижегородской Вышки Панос Пардалос.