«Если наступление роботов нельзя предотвратить, то его надо возглавить»
Когда в апреле 2021 года в Союз композиторов России приняли глубокую нейронную сеть MuseNet, это заставило задуматься — не вытеснит ли из профессии искусственный интеллект «живых» авторов? У композитора, преподавателя факультета коммуникаций, медиа и дизайна, выпускницы магистерской программы ИСИЭЗ НИУ ВШЭ «Управление в сфере науки, технологий и инноваций» Евгении Евпак оптимистичный взгляд на будущее людей в музыкальной индустрии.
Семь лет назад магистерская программа «Управление в сфере науки, технологий и инноваций», да и само слово «инновации», вызвали мой бешеный композиторский интерес и восторг. Тогда я поняла, что инновациями надо научиться управлять, а композитору нужен набор компетенций, соответствующий требованиям XXI века, иначе музыку за него будут писать роботы. Могут ли они сказать композитору до свидания, или он останется и станет программистом, экспертом, будет писать сэмплы (оцифрованные музыкальные фрагменты — прим. ред.) и в меру дружественно взаимодействовать с искусственным интеллектом?
Мой прогноз позитивный — чем больше сложностей, барьеров со стороны замещающих технологий, тем больше вызовов у композитора, автора музыки, преодоление которых позволяет добиться результатов. Я считаю так: с роботами надо дружить, им надо объяснять, что они всегда на несколько шагов позади живого человека. Мы приходим к тому, что если наступление роботов нельзя предотвратить, то его надо возглавить.
Уже созданы платформы, которые позволяют бесконечно компилировать сэмплы. Сегодня композитор может научиться играть на каком-то редком музыкальном инструменте, желательно атмосферном, лучше всего с помощью ableton live (компьютерная программа для студийной работы композиторов — прим. ред.). Он может «нарезать» сэмплов в большом количестве, загрузить на платформу и продать. Конечно, они должны отличаться художественными свойствами, условно говоря, для успеха должна быть соблюдена формула «мелодия плюс гармония плюс ритм» и все это — красивым тембром.
Мне захотелось разобраться во всем многообразии музыкальной индустрии, понять законы музыкального рынка. Мое исследование в рамках магистерской программы «Управление в сфере науки, технологий и инноваций» носило междисциплинарный характер. Я изучала особенности господдержки инноваций в музыкальной индустрии.
Мой научный руководитель Михаил Анатольевич Гершман (директор Центра научно-технической, инновационной и информационной политики ИСИЭЗ НИУ ВШЭ — прим. ред.) сначала покрутил пальцем у виска, когда услышал тему работы, но благодаря своей открытости и развернутости в сторону креативных индустрий он — обожаю и уважаю его — поддержал меня. Мы сделали это, а в 2019 году он пригласил меня в пилотный проект по измерению креативных индустрий Москвы и доверил курировать музыкальное направление.
Нужно уточнить, что значит термин «музыкальная индустрия». Работая над исследованием, мы договорились определять его следующим образом: это область культуры и искусства, включающая совокупность профессиональной, творческой, образовательной деятельности, направленной на производство музыкального контента.
Михаил Гершман, директор Центра научно-технической, инновационной и информационной политики ИСИЭЗ НИУ ВШЭ
Кейс Евгении ярко иллюстрирует междисциплинарный характер магистерской программы «Управление в сфере науки, технологий и инноваций». С каждым новым набором мы наблюдаем палитру талантливых и интересных людей из многих стран с совершенно разными бэкграундом и интересами. К нам приходят учиться экономисты, предприниматели, ИТ-специалисты, работники министерств и даже (правда, редко) представители творческих профессий. Евгения Евпак, обладая музыкальным образованием и большим интересом к новым технологиям, смогла успешно написать и защитить магистерскую диссертацию по теме инноваций в сфере музыкальной индустрии, а затем еще и принять активное участие в исследовательском проекте ИСИЭЗ НИУ ВШЭ по измерению креативной экономики Москвы. Думаю, что именно междисциплинарность и разнообразие учащихся на программе открывают для них новые возможности и самые неожиданные карьерные перспективы.
Существует стереотип, с которым я и многие мои коллеги пытаемся бороться, это то, что музыка — это занятие для досуга, хобби, и на ней нельзя зарабатывать деньги. Этот стереотип влияет на подход к музыкальному образованию. Но в некоторых университетах мира есть такая специальность — медиа-музыка, то есть функциональная музыка, к ней относится то, что востребовано индустрией. И выпускник, композитор зарабатывает тем, что пишет функциональную музыку.
Музыка, как функциональный продукт, внедрилась во все сферы деятельности — от дизайна, моды, других креативных до традиционных секторов экономики. Корпорации, в том числе промышленные, транспортные стремятся иметь свои гимны, джинглы. Для рекламных роликов на ТВ компании заказывают себе корпоративные песни. То же самое относится к крупным мероприятиям, в первую очередь, спортивным. Один из трендов последних лет, нарастающий с 2017 года, — это заказы на гимны от образовательных учреждений, таких как школы, колледжи. Весной этого года мои студенты с факультета коммуникаций, медиа и дизайна вместе со мной продюсировали песенку «Соберемся онлайн», и она попала в топ чартов.
О программе:
Англоязычная магистерская программа Института статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ «Управление в сфере науки, технологий и инноваций» готовит специалистов нового поколения. Студенты обучаются системному мышлению, анализу и структурированию информации. Выпускники эффективно управляют технологиями и инновациями на всех этапах — от их зарождения до реализации, и на разных уровнях — корпоративном, региональном, национальном и международном.
Программа предоставляет возможность прохождения стажировки за рубежом и выбор программы двойных дипломов. Подробнее о программе можно узнать здесь.