• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Консультанты по преподаванию в цифровой среде впервые собрались очно на выездной сессии

В июне в учебном центре НИУ ВШЭ «Вороново» в рамках проекта Teach for HSE, направленного на развитие преподавательского мастерства в Вышке, состоялась выездная сессия консультантов по преподаванию в цифровой среде. Участники встречи представили результаты своей работы за последние полгода.

Идея проекта «Консультанты по преподаванию в цифровой среде» возникла зимой 2021 года. На тот момент в Вышке уже был реализован  другой проект — «Цифровые ассистенты», в котором студенты помогали преподавателям разобраться в технических нюансах онлайн-платформ для преподавания, а в проекте «Цифровые консультанты» (или «Консультанты по преподаванию в цифровой среде») главная роль отводится уже не студентам, а самим преподавателям. Консультанты по преподаванию в цифровой среде предоставляют своим же коллегам квалифицированную методическую поддержку по вопросам использования цифровых инструментов в преподавании, помогают адаптировать курсы для удаленного формата с сохранением и даже приумножением их эффективности. «В сентябре 2021 года в рамках Teachers’ Day мы презентовали наш проект и увидели, что преподавателям такой формат близок — получение информации от коллег по цеху», — рассказывает Оксана Черненко, директор по образовательным инновациям НИУ ВШЭ.

На выездной сессии в «Вороново» участники проекта впервые смогли собраться очно. «Это был wow-эффект, — говорит Оксана Черненко, — что, безусловно, положительно отразилось на динамике обсуждения. Хочу отметить, что на этой встрече присутствовали наши коллеги из Дирекции основных образовательных программ, которые размещают большое количество полезных материалов о преподавании с использованием цифровых инструментов. Как известно, технологии без коммуникации не всегда эффективны, и коллеги увидели и услышали друг друга, и это один из наиболее важных эффектов этой выездной сессии — взаимодействие различных блоков, которые действуют в одном и том же направлении».

По словам доцента департамента программной инженерии факультета компьютерных наук Галины Жуковой, выездная сессия оказалась подобна глотку свежего воздуха. «Было очень приятно встретиться и пообщаться с единомышленниками, прочувствовать, что коллеги внедряют современные компьютерные технологии, делают процесс передачи знаний более эффективным и удобным, — подчеркнула она. — На выездной сессии я узнала о наработках коллег, поделилась своим опытом. После окончания сессии удалось привлечь студентку ФКН, посещавшую мой практикум, к работе над проектом коллеги, с которой я познакомилась в “Вороново”».

Галина Жукова сообщила, что при возвращении занятий в аудиторию ей было важно сохранить посещаемость на уровне, достигнутом в онлайн-режиме. «Для этого я, находясь в аудитории, продолжала выходить на связь со студентами онлайн, чтобы те из них, кто не смог посетить занятие очно, все же могли полноценно участвовать в работе», — рассказала она, однако отметила, что было сложно распределять внимание и время между студентами в аудитории и онлайн. «Гибридное занятие проводилось так: студенты онлайн присоединялись к встрече в MS Teams и общались со мной голосом и в чате, я демонстрировала им экран, когда нужно было что-то объяснить, или писала ответы в чат, — поясняет Галина Жукова. — Все студенты, в аудитории и удаленные, делились со мной файлами со своими работами, и я в режиме реального времени наблюдала за действиями каждого студента на отдельной вкладке браузера, обсуждала код через MS Teams с удаленными студентами, а к студентам в аудитории подходила лично для беседы».

Старший преподаватель школы финансов факультета экономических наук Татьяна Малофеева рассказала, что в течение учебного года ей удалось внедрить в свои дисциплины удобные элементы Smart LMS: «Например, элемент “лекция”, который позволяет создать интерактивную лекцию с промежуточными вопросами. Если студент дает неправильный ответ, он автоматически возвращается на слайд, где рассматривается данная тема. Также был внедрен элемент Quizventure, более известный как “стрелялки”, и элементы H5P со множеством разных типов интерактивных заданий». Такие элементы, отмечает Татьяна Малофеева, могут быть использованы в качестве формирующего оценивания студентов, как подготовка к семинару, как задание на самом семинаре (чтобы разнообразить пул заданий) и как обобщение материала при подготовке к промежуточным элементам контроля. 

По словам Татьяны Малофеевой, выездная сессия оказалась для нее крайне полезной и важной. «Такие мероприятия хорошо отвлекают от рутинного учебного процесса, — говорит она, — дают возможность погрузиться в атмосферу нового, интересного, объединяют людей, неравнодушных к стремлению улучшить процесс обучения, сделать его более качественным, отвечающим современным потребностям».

Член экспертного комитета проекта, доцент Института образования, академический руководитель образовательной программы «Педагогическое образование» Мария Лытаева рассказала, что за прошедший год некоторые коллеги оказались активно вовлечены в процесс консультирования других преподавателей. «Было интересно познакомиться с ними лично, — подчеркнула она, — посмотреть, какая мотивация у каждого, узнать, как они видят развитие обучения в цифровой среде университета. Эти коллеги становятся сообществом, то есть это не просто отдельные преподаватели, владеющие виртуозно тем или иным инструментом. Это люди, понимающие друг друга с одного слова, вовлеченные в процесс использования разных цифровых инструментов и желающие делиться своим знанием».

Фото- и видеоотчет о выездной сессии можно посмотреть на странице проекта. 

Вам также может быть интересно:

Как гармонизировать цифровую среду и право: дифференцированный подход, доступность данных и доверие граждан

Развитие экономики данных тормозится неадекватностью ее регулирования, чрезмерно сложными разрешительными процедурами. Эксперты Института права цифровой среды ВШЭ, проанализировав необходимость изменений в правовом регулировании сферы больших данных и современных коммуникаций, предложили первоочередные решения.

Экзамены онлайн: как Вышка развивает дистанционное обучение

Из-за эпидемии коронавируса Вышка, как и другие российские вузы, перешла на дистант. Как повысили скорость интернет-соединения в общежитиях? Что изменилось в системе оценивания? Какие методы контроля выбирают преподаватели? Рассказывают Анна Коровко, старший директор по основным образовательным программам НИУ ВШЭ, и Александр Зимовец, начальник управления цифровизации образования.

«Со временем удается убедить мозг, что аудитория существует, даже если ты ее не видишь»

Доцент кафедры высшей математики НИУ ВШЭ Илья Щуров поделился с онлайн-изданием Trv-science.ru личным опытом преподавания в дистанционном формате.

100

онлайн-курсов создала и разместила Дирекция по онлайн-обучению НИУ ВШЭ на платформе «Открытое образование». Всего на конец апреля на «Открытом образовании» размещено 562 курса от высших учебных заведений. Все они доступны бесплатно.

«Простого переноса в цифровой формат материалов и заданий курса недостаточно»

Качество и стоимость дистанционного обучения в вузах – важный вопрос, волнующий сейчас не только студентов и преподавателей, но все общество. Любовь Духанина, заместитель председателя Комитета по образованию и науке Госдумы РФ, координатор проекта ОНФ «Равные возможности – детям» считает, что дистанционное образование не должно подменяться заочным.

«Лайфхаки онлайна»: как увлечь студента дистанционным обучением

Чтобы помочь преподавателям справиться с трудностями внезапного перехода на дистант, Центр цифровых гуманитарных исследований и школа лингвистики ФГН запускают проект «Лайфхаки онлайна». Каждую неделю — простые сценарии онлайн-занятий, удаленный менеджмент студенческих проектов, неочевидные возможности знакомых цифровых инструментов. В первом выпуске старший преподаватель школы лингвистики Даниил Скоринкин рассказывает, как вернуть внимание студентов с помощью Kahoot-опросов и почему пара-викторина лучше, чем «говорящая голова» в MS Teams или Zoom.

Планирование и тайминг: преподаватели ВШЭ делятся опытом работы в онлайн

Трое преподавателей Вышки рассказали о том, как вынужденный уход в дистанционный форма повлиял на структуру занятий, стиль преподавания и образ жизни в целом. Ольга Соловьева (Медиаком), Александр Куприянов (Медиаком) и Алексей Плешков (ФГН) – о достоинствах и недостатках онлайн-образования.

Студенты Вышки рассказали, как идет учеба в самоизоляции

Шестеро студентов Высшей школы экономики записали видеорассказы о том, как организован их учебный день на карантине. Кто-то ценит каждую минуту сна и не любит рано просыпаться, кто-то может продуктивно работать только за письменным столом. Объединяет студентов одно – все скучают по друзьям, одногруппникам и университету.

«Академия школьников» – теперь в Minecraft

«Академия школьников» НИУ ВШЭ, как и весь университет, активно осваивает digital-пространство. Проект, который за три года работы привлек более 1200 школьников из более чем 30 регионов страны, построил модель учебного центра «Вороново» на популярной игровой платформе и теперь проводит там 5-6 занятий в день для школьников всей России.

17

курсов, размещенных на платформе Онлайн-образование в НИУ ВШЭ, смогут изучить студенты Российско-Армянского университета. Этот университет стал вторым иностранным вузом, который воспользовался программой по бесплатному подключению к онлайн-курсам Вышки в связи с переходом на дистанционный формат обучения на период объявленного карантина.