• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Без человека креативные пространства остаются просто тарой без содержимого»

«Без человека креативные пространства остаются просто тарой без содержимого»

© Григорий Консон / Facebook

Литература и гаджеты, цифровизация и музеи, инклюзия в культуре, креативные индустрии и современные библиотеки, публикационная активность российских ученых, а также на что пришлось идти театрам в период пандемии, – эти и много других тем обсудили участники Балтийского культурного форума, среди которых было немало экспертов Высшей школы экономики. 

В работе экспертных площадок, дискуссионных панелей, воркшопов третьего Балтийского культурного форума (БКФ), который недавно прошел в Калининграде, приняло участие рекордное число экспертов из НИУ ВШЭ. Настоящим вышкинским десантом назвал их один из активных участников БКФ, профессор Вышки Григорий Консон.

Например, в дискуссии «Литература и чтение в цифровую эпоху. Гаджеты и образовательная среда» (помимо Григория Консона) приняли участие директор Центра научно-технологического прогнозирования Александр Чулок; филолог, ординарный профессор Майя Кучерская; литературовед, профессор Олег Лекманов; писатель, проектный менеджер программы «Литературное мастерство» Ирина Жукова; писатель и телеведущий, ординарный профессор Александр Архангельский. Модератором дискуссии стал Александр Веракса, профессор МГУ им. М.В. Ломоносова, член-корреспондент РАО.

Александр Архангельский, дискуссия «Литература и чтение в цифровую эпоху. Гаджеты и образовательная среда»
© Сulture-tourism.gov39.ru

Актуальность темы дискуссии подчеркнул Александр Чулок. По его убеждению, новые технологии окажут радикальное влияние на культурное развитие. «Только представьте, что с помощью биоэлектронного интерфейса можно будет загружать книги или картины прямо в мозг или передавать эмоции по всемирной нейросети», – сказал он в ходе выступления на сессии.

Вышкинские эксперты также модерировали различные мероприятия. Например, модератором дискуссионного клуба «Культура, массовые коммуникации и smm-маркетинг» стал Илья Кирия, руководитель департамента медиа Вышки. По его словам, эта секция форума была одной из самых многолюдных. Основой выступления самого Ильи Кирии стал разговор о креативных индустриях, об ошибочности представлять этот концепт как нацеленный преимущественно на развитие городской среды. С его точки зрения, идея креативных индустрий не в том, чтобы развивать парки, строить новые здания музеев и экспозиций, а в том, чтобы создавать в данных пространствах «творческую креативность», то есть вовлекать обычных людей в создание культурных продуктов и различные творческие виды деятельности, что полностью соответствует мировой практике.

«Без человека креативные пространства остаются просто тарой без содержимого. Современная культурная сфера и массовые коммуникации предполагают не пассивное предъявление объектов наследия людям, а вовлечение людей в создание таких объектов», – считает Илья Кирия. Дискуссия сосредоточилась на противопоставлении материального (коммерческого) интереса в творчестве и самовыражения, ее участники пришли к выводу, что в сегодняшнем мире грань между развлечением/самовыражением (за которое авторы зачастую не ожидают никакого дохода) и трудом стирается.

Дискуссия «Литература и чтение в цифровую эпоху. Гаджеты и образовательная среда»
© Пресс-служба БКФ

Тема этой дискуссии пересекалась с тематикой других выступлений представителей Вышки на форуме. В частности, Михаил Гершман, заместитель директора Центра научно-технической, инновационной и информационной политики, говорил о креативной экономике на экспертной площадке «Арт-коллаборации как драйвер креативных индустрий: кейсы лучших практик».

Три воркшопа, проведенных в рамках БКФ, Григорий Консон отрекомендовал как «академические штудии» по продвижению публикаций в научных журналах, по вопросам академической этики, построению академической репутации. Воркшоп «Продвижение публикационной активности в российской гуманитаристике в международное академическое пространство» он провел сам. По мнению Григория Консона, в российской традиции, когда речь идет о публикациях, за основу берется удобство автора, в то время как в зарубежных научных и издательских кругах принято исходить из удобства читателя. Создается впечатление, что отечественный автор как бы несет свой текст и готов сделать «подарок» журналу, читателям.

Такой подход порождает проблемы – международные базы данных, где индексируются наиболее качественные научные публикации, предъявляют жесткие требования при их отборе. Они нацелены «на развертывание интеллектуальных трендов, развитие направления внутри исследовательской мысли». В то время как российская научная статья – это часто поток сознания и лекционный стиль изложения. Бывает также, что авторы отказываются излагать свои мысли ни на каком ином языке, кроме русского, объясняя это тем, что «мы теряем идентичность».

По мнению Григория Консона, неверно также противопоставлять коммерческую составляющую научному качеству работы, эти два фактора «идут рука об руку». Критерии отбора необходимо понимать, нужно также знать, что помешало включить статью в индексацию. В среде российских научных авторов очевидны две противоположные позиции: «нам туда не надо, потому что непонятны критерии» и «а почему я еще не там», причем они нередко совмещаются. Все эти и другие ошибки могут тормозить продвижение российских научных публикаций. 

Два других воркшопа провели глава DOAJ в России, заместитель председателя экспертного совета Scopus в России Наталья Попова и сооснователь сетевого сообщества «Диссернет», профессор ИППИ РАН Андрей Ростовцев.

В работе БКФ принял участие также Владимир Определенов, заведующий базовой кафедрой информационных технологий в сфере культуры ВШБ ВШЭ, он выступил на панельной дискуссии «Музей и образование: кто для кого. Шаги навстречу». Директор Центра креативной экономики Татьяна Абанкина стала участницей работы экспертной площадки «Креативные индустрии как драйвер инновационного развития».