• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Студенты на «дистанционке»: как грызть гранит науки?

Студенты на «дистанционке»: как грызть гранит науки?

© EdCrunch / Facebook

Трек «Университеты» – одно из пяти направлений конференции EdCrunch on Demand, которая проводится НИТУ «МИСиС» и Университетом «20.35» при поддержке Минобрнауки РФ и Mail.ru Group. С 8 по 10 декабря на интерактивной платформе эксперты мирового уровня представят способы внедрения digital-технологий в высшем образовании.

Эксперты конференции EdCrunch on Demand также обсудят одну из важных проблем современного высшего образования: как научить сегодняшних студентов работать с неопределенным будущим.

Лучшие практики цифровизации университетов помогут вузам двигаться в ногу со временем, избегать ошибок, экономить время и грамотно распределять бюджеты. Что важно – преподаватели могут принять участие бесплатно.

Запрос из будущего реален уже сегодня

Чтение данных, корректировка инфраструктуры вуза и процесса обучения на их основе, оценка рисков смешанного обучения и эффективности новых образовательных практик в онлайн-сфере, а также преимущества виртуальной реальности перед дорогостоящими лабораториями и конкуренции с онлайн-курсами — все это станет достоянием преподавателей и слушателей в ходе конференции.

Александр Бугаев, руководитель Федерального агентства по делам молодежи

Александр Бугаев, руководитель Федерального агентства по делам молодежи

Процесс перехода образования в новый формат продолжается, а это значит, что вопрос цифровизации остается актуальным. Технологии образования должны быть такими, чтобы дать качественное образование, а также научить жизненной стойкости и готовности к любым ситуациям. Объединение форматов офлайн и онлайн предоставляет большее количество возможностей для самореализации людей. Конференция EdCrunch on Demand – это уникальная возможность поговорить о том, как мы будем разговаривать друг с другом завтра.

Как может помочь «дистанционка»?

Как объясняет Валерия Касамара, проректор НИУ ВШЭ, руководитель студенческой олимпиады «Я – профессионал», Вышка и ТГУ провели в этом году исследование, согласно результатам которого у студентов нет однозначной оценки дистанционного обучения. Кому-то нравится оставаться дома и получать информацию удаленно, кто-то беспокоится за свою успеваемость и социальную активность, а некоторые очень переживают за честность и прозрачность экзаменов. «Исследование проходило среди студентов 400 российских вузов, поэтому здесь мы охватили максимально возможное число учащихся. Если же говорить о Вышке, то мы давно планировали перейти на так называемый blended learning – смешанное обучение, – говорит Валерия Касамара. – Часть курсов преподаем вживую, а часть в онлайне. Правда, выполнить эту задачу мы думали где-то года через три. Но пандемия внесла свои корректировки, и мы сделали это уже сейчас». По ее словам, у студентов Вышки представлен аналогичный общероссийскому спектр мнений: есть те, кому что-то не нравится, а есть удовлетворенные процессом. Но последних больше, так как Высшая школа экономики смогла практически безболезненно встать на новые рельсы: «Да, поначалу, когда мы только ушли на дистант, у многих возникали проблемы со связью: лицензионный Zoom был не у всех преподавателей, поэтому через каждые 40 минут связь обрывалась. Но уже через две недели эта проблема была устранена: Вышка с запасом закупила лицензионное ПО для беспрерывного общения между студентами и преподавателями». Проректор ВШЭ рассказывает, что у некоторых ребят случались проблемы не с софтом, а с «железом». Кому-то нужен был ноутбук, кому-то – просто веб-камера или микрофон, а у некоторых студентов возникли проблемы с присоединением к занятиям. В первом и во втором случае вуз предоставлял все необходимые устройства, а в третьем помогали цифровые волонтеры – тоже студенты Высшей школы экономики. Они объясняли, как работать с новыми программами, притом не только другим учащимся, но и старшим коллегам. Сам образовательный процесс, несмотря на стремительный переход в онлайн, не пострадал. Лекции и семинары продолжились, студенты все так же могли задавать вопросы и участвовать в дискуссиях. Большинство из них не очень любят включать камеры, поэтому часто преподавателям приходилось разговаривать с черными окошечками, что, конечно, отражалось на вербальной коммуникации. Способность выполнять домашние задания и делать проекты также не пострадала у большинства студентов. Кроме тех, кто обучается на программах, где необходимы большие вычислительные мощности (IT, дизайн, разработка приложений и игр). У них возникли сложности с доступом к тем самым мощностям, ведь не у каждого компьютер с достаточной для всех профессиональных задач производительностью.

Валерия Касамара, проректор ВШЭ

Валерия Касамара, проректор ВШЭ

Проблему удалось решить с помощью компромисса, согласно которому преподаватели несколько упрощали свои требования, чтобы на выполнение данных студентам задач не приходилось тратить много нервов и денег. Словом, мы преодолели все трудности и с достоинством проходим этот этап. Разве что проблемы социального характера преодолеть невозможно. Пока нас ненадолго отпустили в офлайн, я читала в глазах ребят радость и некоторое успокоение. Проходя по Покровке, я видела, что ребята были рады снова оказаться вместе, общаться, проводить друг с другом время, а не сидеть постоянно перед камерой у себя дома. Это было время расслабления, но сейчас мы снова сидим по домам. Правда, уже немного «накормленные» социальной интеракцией, которой нам так не хватало в первую волну.

Реальность действительно становится все менее предсказуемой, и важно использовать новые технологии для того, чтобы уметь справляться с вызовами.

Крис Диди, профессор Высшей школы образования Гарвардского университета

Крис Диди, профессор Высшей школы образования Гарвардского университета

Есть причины думать, что следующая половина века тоже будет турбулентной. Я думаю, для всех будет лучше, если мы всё же подготовим будущее поколение к этим изменениям. Даже если они не произойдут — мы ничего не потеряем. У них останется прекрасное образование, которое поможет им быстро приспосабливаться к изменениям и быть лучше в инновациях и предпринимательстве. Если же мы будем бездействовать, нас точно ждут неприятности.

Ректор РГСУ Наталья Починок подчеркивает, что ситуация с учебой во время пандемии для всех непростая, и основная проблема не в том, что всем пришлось работать и учиться в условиях удаленного доступа, а в том, что пришлось переходить на дистанционные техники очень быстро. «Ведь аудиторная система складывалась веками, а тут счет шел на дни и недели. Многие оказались к этому не совсем готовы, – говорит Наталья Починок. – Чтобы выстроить нормальный образовательный процесс, недостаточно просто начать читать лекции в ZOOMе или скайпе». Для этого, по словам ректора РГСУ, нужна полномасштабная образовательная система, построенная во многом иначе, чем при аудиторном образовании, включающая программные продукты, нормативы и правила, место хранения видеоматериалов, контроль качества контента и еще многое другое.

Наталья Починок, ректор РГСУ

Наталья Починок, ректор РГСУ

Нам в этом смысле было проще, потому что мы довольно давно работали над совершенствованием своей системы дистанционного образования, и к моменту начала пандемии все решения уже были. И сегодня мы видим, что работа в удаленном доступе имеет не только очевидные минус, но и важные плюсы. Студенты лучше воспринимают инфографику и слайды с экрана компьютера, чем на большом экране в аудитории. Все лекции записываются и выкладываются в СДО, и любой студент в любое время может повторить пройденное. Нет ограничений, связанных с размером аудитории и так далее. В целом же хочу сказать, что нет худа без добра.

По мнению ректора РГСУ, пандемия не просто поставила систему образования в очень жесткие условия, но и подтолкнула процессы цифровизации учебного процесса. В будущем это приведет к созданию комплексной образовательной модели, которая совмещает в себе и общение с преподавателем в аудитории, и лучшие технологии дистанционного образования.

Цифра не страшна!

Глобальные кампусы, университетские консорциумы и академическая мобильность, обмен студентами, degree-программами и данными — эти вопросы формируют новую повестку высшей школы.

Нина Яныкина, ректор Университета 20.35

Нина Яныкина, ректор Университета 20.35

Среди решений, которые мы представим на конференции, сервис образовательных подборок Steps, канал Go Online, проектно-образовательные интенсивы, Школа цифровой трансформации, Франшизы НТИ, Магистратуры НТИ, целый ряд сервисов для HR-подразделений. Все это уже сегодня доступно университетам и на конференции участники смогут подробно ознакомиться с сервисами и решениями и протестировать их.

Адаптивное дистанционное обучение, роль технологий в профессиональном обучении,  вызовы в сфере учебной аналитики и взаимодействие студента и цифровой среды, а также технологии дополненной реальности и смешанное обучение — тоже представят спикеры EdCrunch on Demand.

В рамках трека «Университеты» на EdCrunch on Demand также пройдут мастер-классы и панельные дискуссии о будущем образовательной сферы, а ректоры ведущих университетов страны обсудят новые задачи высшей школы.

Кроме «Университетов», в программе конференции еще четыре тематических трека (EdTech, корпоративное обучение, школьное и дошкольное образование) и три панельные дискуссии EdCrunch Stage, презентации EdTech-технологий EdCrunch Product и лаборатории для коллективного обучения EdCrunch Labs. Каждый участник сможет получить награду за активность в EdCrunch Game, включиться в развлекательные интерактивы EdCrunch Morning и EdCrunch Night, посетить виртуальную выставку EdCrunch on Demand Expo и послушать ток-шоу и блиц-интервью с известными людьми в перерывах между выступлениями на EdCrunch Brake. Кроме того, на конференции будут названы полуфиналисты крупнейшего в мире конкурса EdTech-стартапов GESA, лидеры EDCRUNCH AWARD и победители EDCRUNCH PRODUCT.