Бетховен онлайн: Вышка возобновляет субботние концерты
В рамках проекта «Университет, открытый городу» состоялась встреча, посвященная 250-летнему юбилею композитора Людвига ван Бетховена. Онлайн-формат позволил включить в мероприятие не только музыкальные фрагменты, но и развернутые комментарии экспертов. Они, в частности, обсудили, есть ли, что-то общее между сегодняшней пандемией и временем, в котором жил великий композитор.
Онлайн-марафон «Бетховену – 250!» состоялся в субботу 24 октября. Модераторами мероприятия выступили Марина Лебедь, заведующая Центром музыкальных проектов НИУ ВШЭ, и менеджер Центра Кристина Агаронян.
«Субботние концерты, один из которых прошел 24 октября, – это часть проекта “Университет, открытый городу”. Мы приглашаем людей не только из ВШЭ; часть аудитории – это, например, участники программы “Московское долголетие”, очень благодарная, “наслушанная” аудитория», – рассказала новостной службе портала Марина Лебедь.
Поначалу мы задумали что-то вроде виртуальной музыкальной гостиной, с трансляцией живой музыки и ее обсуждением. Но потом нам стало жаль музыкантов, которых мы посадили бы в пустой зал и, настроив аппаратуру, заставили бы их играть перед пустыми стульями. И поэтому мы решили, что будем слушать записи и больше разговаривать о музыке. Тем более, что нам удалось собрать невероятных спикеров, причем одновременно в одном месте. Поэтому я считаю, мы выполнили свою миссию
Гостями субботнего концерта стали доктор искусствоведения, профессор московской консерватории и главный российский бетховенист Лариса Кириллина, кандидат искусствоведения, доцент московской консерватории Роман Насонов, народный артист России, пианист Тигран Алиханов, певица и композитор Мария Булгакова, музыковед, пресс-секретарь Московской филармонии Наталия Сурнина.
Лариса Кириллина, отвечая на вопрос, случались ли во времена Бетховена экстремальные события, сродни сегодняшней пандемии, напомнила, что почти вся жизнь композитора прошла на фоне военных событий, и потому его с полным основанием можно назвать «композитором военного времени». Переезд Бетховена в Вену стал побегом от войны, но побегом неудавшимся: австрийская столица до 1815 года дважды была оккупирована французскими войсками. Третья, «Героическая» симфония, фрагмент которой был представлен в исполнении оркестра Баварского радио под управлением Мариса Янсонса, сначала была посвящена Наполеону, в котором композитор разглядел «сверхчеловека», а потом лишилась этого посвящения.
О «русских» связях Бетховена удалось поговорить с Тиграном Алихановым, выдающимся пианистом, в репертуаре которого все фортепианные сонаты композитора. Несколько лет назад пианист выступал в ВШЭ, и потому он знаком постоянным слушателям цикла «Профессорские среды». Вспомнили русских меценатов и заказчиков бетховенских сочинений – князей Разумовского и Голицына, легендарную премьеру Торжественной мессы композитора в Санкт-Петербурге. В эфире 24 октября прозвучал редко исполняемый Полонез Бетховена, который он посвятил жене императора Александра I Елизавете Алексеевне – тонкой ценительнице музыки, почитательнице таланта композитора.
Бетховен – один из наиболее исполняемых композиторов, в том числе в Московской филармонии, рассказала пресс-секретарь филармонии Наталия Сурнина. В 30-х годах прошлого века слышались даже упреки, что его музыки слишком много в филармоническом репертуаре. Однако в юбилейный год слишком много Бетховена быть не может: оркестр «Новая Россия» под управлением Юрия Башмета, например, выпустил абонементные циклы – все симфонии и все инструментальные концерты Бетховена, все записи выложены в видеотеке филармонии. В оставшиеся два месяца нас ждем еще немало интересных концертов, где будет звучать музыка Бетховена.
Центр музыкальных проектов в ВШЭ существует с 2007 года. За это время гостями ВШЭ становились ведущие российские музыканты – певицы Альбина Шагимуратова и Яна Иванилова, Ансамбль ударных инструментов Марка Пекарского и «Пьяццолла-Studio» Фридриха Липса, виолончелисты Александр Рудин, Борис Андрианов и Александр Рамм, пианисты Алексей Любимов, Алексей Набиулин и Яков Кацнельсон, Государственный струнный квартет имени Глинки и Духовой квинтет Российского национального оркестра, гитаристы Дмитрий Илларионов и Артем Дервоед.