• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Встречают по хардам, а провожают по софтам»

«Встречают по хардам, а провожают по софтам»

Фото: Высшая школа экономики

Заключительный день ПМЭФ оказался насыщен интересными событиями. Эксперты ВШЭ приняли участие в дискуссиях, посвященных искусственному интеллекту, геймификации, личному бренду и др. Руководитель питерской Вышки Анна Тышецкая стала спикером сессии «Мастер без имени: как образованию актуализировать форму и содержание современных профессий».

Готовить кадры вместе

Сессия «Мастер без имени: как образованию актуализировать форму и содержание современных профессий» была посвящена подготовке кадров в условиях быстрых непрерывных технологических изменений.

Модератор сессии, выпускница Вышки, заместитель гендиректора АНО «Диалог» Юлия Полетаева поинтересовалась у руководителя НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург Анны Тышецкой, как университет успевает за трендами и как он реагирует на запрос о подготовке специалистов нового профиля.

Анна Тышецкая отметила: «В какой-то степени мы не классический университет — в Вышку поступают лучшие студенты, за ними приходит работодатель и спрашивает, что ему сделать, чтобы студенты выбрали его бизнес и компанию».

При этом для университета при взаимодействии с работодателем «важно понимать стратегию партнера и его перспективные технологии и инициировать программы, чтобы развиваться». «Главная ценность университета — в постоянной коммуникации с реальностью», — подчеркнула Анна Тышецкая.

Анна Тышецкая
Фото: Олег Шишков / Высшая школа экономики

В ВШЭ развитая система партнерства с бизнесом. Это и базовые кафедры индустриальных партнеров, и стажировки, и практико-ориентированная подготовка, и совместные исследовательские проекты, и многое другое. При этом у студентов гибкие образовательные траектории, позволяющие получать дополнительные компетенции и менять направление подготовки.

«Нам важно, чтобы к нам поступали студенты высокого уровня, мотивированные учиться, а вуз создает среду, стимулирующую получать знания», — сказала Анна Тышецкая.

Заместитель министра науки и высшего образования Ольга Петрова подчеркнула: кадры для современной экономики возможно готовить только совместными усилиями университетов и бизнеса.

«Мы разворачиваем нашу достаточно консервативную систему через программы развития, направленные на изменение подходов в образовании, науке и культуре университетов», — сказала Ольга Петрова. Она отметила важность развития программы ведущих инженерных школ.

По ее мнению, высшее образование должно быть фундаментальным, полученные знания должны обеспечивать понимание многих процессов. Однако одновременно студентов необходимо обучать искусству получения новых знаний, стрессоустойчивости, умению работать в команде. «Встречают нас по хардам, а провожают по софтам», — пошутила заместитель министра.

Фото: Олег Шишков / Высшая школа экономики

Ректор Центрального университета Евгений Ивашкевич подчеркнул: идея разработки профессиональных и образовательных стандартов бизнесом выглядит противоречивой, поскольку при нынешних темпах технологического прогресса эти стандарты быстро устаревают, и в этом случае выпускников вузов будут готовить к недействующим практикам и процессам.

Он уверен: бизнес и образование должны взаимно проникать друг в друга. Евгений Ивашкевич полагает, что студенты должны отбираться в ведущие вузы не только по результатам ЕГЭ и олимпиад, но и с учетом их творческих и иных способностей.

Исполнительный директор Академии Ростеха Наталья Белобородова сообщила, что в России действуют 100 корпоративных университетов. В корпоративной академии Ростеха действуют 250 программ обучения, 80% которых ежегодно обновляются вследствие быстрого изменения навыков и бизнес-процессов. Обучение происходит и на производстве от человека к человеку, компания реализует программы наставничества, наставников учат «упаковывать» и передавать знания и навыки. «Задача развития людей, их человеческого капитала, — одна из приоритетных для индустрии», — резюмировала представитель Ростеха.

В сессии также участвовали основатель «Мастерской новых медиа» Юлия Аблец, первый заместитель гендиректора АНО «Россия — страна возможностей» Алексей Агафонов, руководитель центра молодежных инициатив Агентства стратегических инициатив по продвижению новых проектов (АСИ) Александр Вайно, проректор по международным отношениям Тегеранского государственного университета Сейед Мохаммад Маранди, вице-президент — директор департамента развития небанковских сервисов ПAO «Промсвязьбанк» Алексей Назаров и гендиректор АНО «Корпоративная академия Росатома» Юлия Ужакина.

ИИ напрямую в мозг

Директор Центра биоэлектрических интерфейсов Института когнитивных нейронаук НИУ ВШЭ Алексей Осадчий выступил на сессии «AI journey: путешествие в мир искусственного интеллекта». Он напомнил, что головной мозг, спинной мозг и периферические нервы — это нервная ткань нашего организма, а электрические импульсы — один из информационных каналов нервной системы. Существующие нейроинтерфейсы реализуют прямолинейный подход: энкодер — стимуляция — декодер. Однако существует ряд проблем: декодирование неустойчиво, корковая стимуляция требует сложных, нестационарных во времени кодов, а биомиметическое кодирование — учета контекста для сохранения естественности.

Алексей Осадчий
Фото: Игорь Родин / Фонд Росконгресс

«В будущем хочется уйти от прямого подхода к чему-то полноценному, что взаимодействует с мозгом. И первые примеры этого появятся, наверное, в случаях больных с эпилепсией, когда мы будем взаимодействовать с их мозгом и подавлять патологическую активность, успокаивать мозг. Мы в этом направлении довольно активно работаем», — рассказал спикер.

Он пояснил, что будущее — за системами искусственного интеллекта, функционально встраивающимися в нервную ткань. Первые практически применимые устройства такого рода появятся в приложениях, осуществляющих управляющее воздействие для подавления патологической активности (эпилепсия, паркинсонизм). С точки зрения текущих потребностей перспективно создание экосистемы умных бионических протезов, включая AR-  и VR-системы обучения пациентов, биосовместимые устройства, обеспечивающие надежный контакт с нервной тканью, алгоритмы декодирования нервно-мышечной активности в непрерывные движения, алгоритмы кодирования и распределенного пространственно-временного воздействия на периферические нервы.

Как играть с пользой

Одна из сессий молодежной программы ПМЭФ «Геймификация жизни: как игры формируют будущее» была посвящена применению игровых технологий в образовании и формировании социальных навыков.

Открывая сессию, ее модератор, директор проектов центра молодежных инициатив Агентства стратегических инициатив Илья Матрос отметил: важно вовремя обратить внимание на процесс геймификации жизни, в том числе образовательных процессов. Виртуальные миры становятся площадкой выработки офлайновых навыков и стратегического мышления.

Он поинтересовался у руководителя направления «Гейм-дизайн» Школы дизайна НИУ ВШЭ Анатолия Казакова, как он видит применение игровых методов в образовании.

Анатолий Казаков рассказал, что в его курсе из 70 занятий, каждое из которых продолжается два академических часа, студенты выполняют 50 игровых упражнений. Однако если выйти за рамки ведущих университетов — Вышки, МГУ, Сколково и еще нескольких — и спросить у среднего преподавателя или учителя, что он предпочитает, Dota или Warcraft, он, мягко говоря, затруднится с ответом.

«Чтобы качественно использовать игры в обучении, преподаватель должен любить и понимать игры, это ключевая точка», — подчеркнул преподаватель НИУ ВШЭ. Ситуация изменится через некоторое время, от 10 до 20 лет, когда большинство преподавателей составят нынешние студенты, выросшие с играми. По словам Анатолия Казакова, средний возраст российского игрока — более 30 лет, но не среди преподавателей, если не считать прослойку ведущих технических вузов.

Сейчас Россия занимает особое место в нынешней третьей волне геймификации. Работа с потоком, вовлекающая человека в игру и неигровую деятельность, применяемая в нашей стране, — это передовые рубежи мировой науки и игровой индустрии. «С одной стороны, в России есть точки опыта, с которых мы можем с ноги заходить на любой рынок, — это живые игры на занятиях, настольные игры, живые прикладные игры, здесь мы опережаем и Европу, и Азию», — отметил Анатолий Казаков. С цифровым воплощением игр ситуация сложнее, особенно на местах. «С Вышкой, МГУ, Петербургским университетом, ИТМО, Физтехом все будет прекрасно, даже не надо беспокоиться, но, если делать шаг к системному мышлению, надо подумать, кто будет носителем этой истории», — подытожил преподаватель НИУ ВШЭ.

Вице-президенту по развитию и планированию Фонда «Сколково» Сергею Израйлиту модератор задал вопрос, согласен ли он, что геймификация помогает успешно освоить учебные программы. Сергей Израйлит подчеркнул, что геймификация — это перенос успешных игровых механик в другие процессы, например в образование. Но в этом переносе важно зафиксировать, что именно требует переноса. Это прежде всего состояние вовлеченности, которое помогает в учебе, образовании и освоении мягких навыков. Человек попадает в игре в состояние потока, когда он наиболее эффективен, — это «залипание» и важно перенести в обучение. Однако геймификация не означает автоматического переноса потока, поэтому ее нельзя считать гарантией успешной учебы.

Креативные и личные бренды

Локальные бренды имеют огромный потенциал, чтобы стать частью международного рынка. Однако для этого им необходима коллективная стратегия, нацеленная на рост взаимного товарооборота, а не просто на экспорт продукции. В мировой практике успешная инфраструктура для малого бизнеса создавалась благодаря активной поддержке со стороны государства, банков, инкубаторов и акселераторов. Эти ресурсы помогают малым и средним предпринимателям развиваться, участвовать в международных выставках и ярмарках, налаживать деловые контакты за рубежом.

Могут ли локальные бренды быть международными — в дискуссии на эту тему участвовал Сергей Ревякин, директор Центра стратегий и программ Института статистических исследований и экономики знаний ВШЭ. Модератором стал Алексей Баженов, основатель Института развития индустрии моды Beinopen, ведущий эксперт, лидер проекта «Система моды» в Институте развития креативных индустрий НИУ ВШЭ.

Анна Подпрятова
Фото: Высшая школа экономики

Тему бренда, но на этот раз личного бренда предпринимателя, обсудили на сессии, организованной Высшей школой экономики. Личный бренд становится обязательным элементом любого, даже начинающего предпринимателя. Если раньше, открывая свое дело, владелец бизнеса думал в первую очередь о продажах и маркетинге продукта, то сегодня ему необходимо инвестировать в позиционирование и грамотный пиар. Сессию «Личный бренд предпринимателя нового времени» модерировала директор по маркетинговым коммуникациям НИУ ВШЭ Анна Подпрятова.

Евгений Глухов
Фото: Елена Стадниченко / Фонд Росконгресс

В ходе дискуссии «Современные цифровые и ИТ-решения для достижения технологического будущего мира» эксперты обсуждали, какие возможности открываются сегодня перед страной и талантливой молодежью. Облачные вычисления, нейросети и искусственный интеллект, программная роботизация, аддитивное производство, большие данные, повсеместная цифровизация — катализаторы технологического прогресса и базис для развития инноваций. В работе сессии принял участие Евгений Глухов, начальник управления интеллектуальных систем АО «Гринатом», старший преподаватель департамента частного права НИУ ВШЭ.

Вам также может быть интересно:

Доверие и ценности: на чем построить бренд предпринимателя

Личный бренд становится обязательным элементом любого, даже начинающего предпринимателя. Если раньше, открывая свое дело, владелец бизнеса думал в первую очередь о продажах и маркетинге продукта, то сегодня ему необходимо инвестировать в позиционирование и грамотный пиар. Какие задачи решает личный бренд, обсудили на Петербургском международном экономическом форуме. Дискуссию модерировала директор по маркетинговым коммуникациям НИУ ВШЭ Анна Подпрятова.

«Наш культурный код позволит защитить традиционные ценности»

Как цифровые платформы, семейные ценности и экономика данных способствуют устойчивому развитию России? Как проходит цифровизация преподавания истории в школе? Каким должен быть современный музей? Как строить бизнес-диалог Россия— Индия? Свои ответы предложили ученые Вышки в ходе экспертных дискуссий на Петербургском экономическом форуме, который продолжает свою работу.

Заслуженный профессор Вышки Сергей Караганов стал модератором пленарного заседания ПМЭФ

В пленарном заседании Петербургского международного экономического форума приняли участие президент России Владимир Путин, главы Боливии и Зимбабве Луисо Альберто Арсе Катакора и Эммерсон Дамбудзо Мнангагва. Модератором дискуссии впервые стал представитель Высшей школы экономики — научный руководитель факультета мировой экономики и мировой политики, заслуженный профессор НИУ ВШЭ Сергей Караганов.

НИУ ВШЭ и СмолГУ запустят программу двух дипломов

Ректор Высшей школы экономики Никита Анисимов, губернатор Смоленской области Василий Анохин, ректор Смоленского государственного университета Михаил Артеменков подписали трехстороннее соглашение о сотрудничестве на Петербургском международном экономическом форуме. В рамках этого партнерства стороны запустят сетевую бакалаврскую программу двух дипломов «Прикладная математика и информатика».

На ПМЭФ представили «инструмент оценки ответственности бизнеса с колоссальным охватом»

7 июня на полях Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ) состоялась презентация национального стандарта оценки деловой репутации российского бизнеса на основе ЭКГ-рейтинга. Этот стандарт вступил в силу 1 февраля этого года, и сегодня с помощью ЭКГ-рейтинга оцениваются порядка 7 млн предприятий по всей стране. В рамках презентации состоялась дискуссия с участием руководителей органов государственной власти, в роли модератора выступил ректор НИУ ВШЭ Никита Анисимов.

«Мы открыты к сотрудничеству на равноправной основе и найдем путь к лучшему будущему»

Во второй день Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ) эксперты Высшей школы экономики приняли участие в сессиях по самым разным темам. Они обсудили подготовку квалифицированных кадров для экономики, важность приверженности населения здоровому образу жизни, развитие международного сотрудничества в Евразии и многое другое.

«Для нас крайне важно взаимодействие с регионами Российской Федерации»

В Северной столице продолжает свою работу Петербургский международный экономический форум (ПМЭФ). Развитие образования в регионах страны и привлечение в Россию талантливой молодежи из-за рубежа обсудили ректоры вузов, губернаторы и представители госорганов на сессиях, которые модерировал ректор НИУ ВШЭ Никита Анисимов.

Эксперты Вышки приняли участие в подготовке доклада «Россия и Оман — перспективы партнерства» на ПМЭФ-2024

В докладе, подготовленном Фондом Росконгресс и экспертами Института государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ, анализируется текущее состояние экономики Султаната Оман и перспективы российско-оманского партнерства. В преддверии ПМЭФ-2024 Вышка первой из российских вузов подписала соглашение о сотрудничестве с оманским университетом.

Вышка на ПМЭФ: зачем нужна «Берлога» и почему Арктика не может ждать

Насколько своевременна «Берлога» — первая в России игровая киберплатформа, как нужно бороться за таланты, что можно сделать для популяризации образа женщины-ученого и куда движется международное сотрудничество в Арктике — такие актуальные вопросы обсуждали на сессиях Петербургского экономического форума. Подробнее — в репортаже новостной службы «Вышка.Главное».

НИУ ВШЭ и Россотрудничество договорились о подготовке специалистов по обучению русскому языку как иностранному

Высшая школа экономики и Россотрудничество подписали соглашение о создании на базе Санкт-Петербургского кампуса ВШЭ Центра русского языка. В нем будут проходить подготовку преподаватели-русисты и будущие руководители образовательных программ и курсов русского языка как иностранного. Документ подписали ректор НИУ ВШЭ Никита Анисимов и руководитель Россотрудничества Евгений Примаков в рамках Петербургского международного экономического форума.