Розница подхватила вирус: как пандемия повлияла на российскую торговлю
Оборот розничной торговли в прошлом году упал на 4,1% на фоне ограничительных мер, введенных из-за пандемии коронавируса. Эксперты НИУ ВШЭ отмечают, что больше всего в кризис пострадали небольшие торговые компании и региональные сети, и прогнозируют дальнейшую консолидацию рынка. При этом, значительный стимул для развития получила онлайн-торговля, и традиционные ретейлеры вынуждены трансформировать бизнес, чтобы выдержать конкуренцию.
Центр исследований структурной политики, Институт анализа предприятий и рынков и Институт «Центр развития» ВШЭ провели научный семинар, посвященный влиянию пандемии COVID-19 на розничную торговлю и тенденциях послекризисного развития отрасли. Семинар стал частью проекта Вышки по анализу реакции ведущих отраслей российской экономики на коронакризис. Проект реализуется при поддержке Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП).
Директор Центра исследований структурной политики ВШЭ Юрий Симачев пояснил, что розничная торговля – это весьма сложный и неоднородный сектор экономики, важный с позиции инноваций и трансформации бизнеса. Ее оборот в 2019 году составил 33,1 триллиона рублей, это восьмой показатель в мире. Розничная торговля дает около 4,8% ВВП России, в ней занято около 12 миллионов человек.
Нынешнюю ситуацию характеризуют переосмысление назначения традиционных магазинов, их комбинация с общественным питанием и развлечениями, усиление конкуренции на рынке с одновременной консолидацией ключевых игроков. Выросло число торговых платформ и их роль в торговле, увеличилась доля продовольственного ретейла в торговом обороте. В 2005-2019 гг. значительно – с 40,2% до 70,1% – выросла доля магазинов самообслуживания.
На пять ведущих розничных сетей в России приходится 29% оборота, ожидается, что их роль возрастет. Например, на пять ведущих сетей в Германии приходится 74% оборота, во Франции – 56%
Заместитель директора «Центра развития» Светлана Мисихина отметила высокое качество статистики торговли. Она хорошо устроена, с ней легко работать и сделать достоверные выводы о влиянии снижения доходов населения на отрасль, что не всегда можно сделать в других секторах.
Розничная торговля в России по сравнению с рядом других стран отличалась высоким ажиотажным спросом и впоследствии резким падением. На докризисную ситуацию в отечественной торговле негативно влияли сокращение доходов населения, ужесточение нормативно-правового регулирования (санитарно-гигиенического, правил расстановки товаров и запрет возврата скоропортящихся продуктов), уход из страны значительного числе ретейлеров, а также санкции и контрсанкции.
В пандемию обострились проблемы вызванные прежними решениями, касавшимися регулирования отрасли, в частности, высокие ставки эквайринга и введение маркировки товаров, которое требует дополнительных затрат, увеличение НДС. За прошлый год оборот розничной торговли снизился на 4,1%, в том числе продовольственного сектора – на 2,6%, непродовольственного – на 5,2%, при этом продовольственный сегмент восстанавливался быстрее.
Карантин стимулировал рост электронной торговли, а компании, которые начали переход в онлайн заранее, оказались в выигрыше. Они стремятся персонализировать общение с потребителем, развивать собственную доставку или партнерство с транспортными компаниями. Санитарные ограничения изменили отношения с поставщиками и покупателями, развивались контакты с маркетплэйсами, для сохранения оборота были запущены межсезонные ранние распродажи.
Негибкость отношений с арендодателями ударила по небольшим торговым фирмам, многие из которых не имели возможности договориться о снижении или рассрочке платежей. Кроме того, отмена единого налога на вмененный доход, трактовавшаяся как мера, уравнивавшая условия работы участников рынка, усложнила положение малого бизнеса.
Роль государства в кризис оказалась двоякой: оно пыталось поддерживать отрасль, но одновременно усилило давление с целью удержать цены и не допустить дефицита товаров на полках магазинов. Больше поддержки досталось крупным компаниям, но субсидии населению и отсрочка арендной платы помогли и малому бизнесу. Компании второго эшелона и региональные сети получили меньше помощи.
Эксперты Вышки полагают, что после кризиса консолидация отрасли продолжится. Еще одной важной тенденцией стало появление на рынке игроков из других секторов – Сбера, Тинькофф и других компаний. Налицо также изменение бизнес-модели: переход к гибридным вариантам торговли, интеграции торговли и производства, покупке сельхозпредприятий и компаний по производству продуктов.
Торговля также все больше становится частью индустрии развлечений, а поход в магазин превращается в социокультурный фактор
Издержки и требования безопасности толкают ретейлеров к цифровой трансформации, в частности более масштабному внедрению касс самообслуживания. Новая ситуация стимулировала также спрос на менеджеров в онлайн-ретейле и руководителей, способных провести цифровизацию бизнеса.
Ведущий научный сотрудник Центра исследований структурной политики ВШЭ Анна Федюнина отметила, что в сфере торговли есть региональные особенности. В период действия ограничительных мер отмечались проблемы с доставкой в малые населенные пункты из-за состояния дорожной сети, что сдерживало онлайн-торговлю. Соответственно, для ее развития необходимо решение проблем доставки «последней мили».
Юрий Симачев считает, что традиционные форматы торговли продолжат работу, хотя и будут меняться. Россия – это не только крупные города, где есть большие торговые и развлекательные центры. Форматы, которые направлены на общение, продажу продукции местных производств и промыслов, сохранятся, особенно в провинции. В сельской местности магазин долго будет оставаться центром общения.
Анна Федюнина добавила, что помочь традиционной торговле может желание потребителя изучить, в прямом смысле пощупать то, что потом можно заказать в интернете, поэтому сохранится сочетание прежних и современных форматов. Темпы перехода в онлайн будут разными для разных сегментов, считает главный научный сотрудник Института анализа предприятий и рынков ВШЭ Татьяна Долгопятова. Для некоторых из них, в частности, одежды, важны тактильные ощущения.
Директор союза независимых сетей России Сергей Кузнецов отметил снижение уровня доходности во всех сегментах торговли – даже у крупных компаний он не превышает 4-5%. Это сказывается на фирмах с низкой маржинальностью и приводит к уходу игроков из продовольственного сегмента. Запрос на онлайн-торговлю, по его мнению, был заметнее в непродовольственном секторе. Опыт пандемии показал, что опасения покупки через интернет товаров низкого качества не оправдались. Тем не менее, после снятия ограничений доля онлайн-торговли в продовольственном сегменте несколько снизилась.
Кризис 2020 года показал необходимость снизить ставки эквайринга, обеспечить гибкость отношений между арендодателем и торговыми компаниями, в том числе облегчить малому бизнесу получение своих площадей, считают авторы исследования. Он также обострил вопрос госконтроля и регулирования цен. Следует изменить и практики регулирования в целом: попытки принимать законы в прежней идеологии означают, что они устаревают к моменту издания, императивные нормы следует заменить диспозитивными, считают эксперты Вышки. Изменения регулирования торговли потребуют серьезной подготовки и проверки их действия в пилотных проектах, своего рода «регуляторных песочниц», полагает Юрий Симачев.