• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Современные медиа: как выжить и победить в информационной войне

Современные медиа: как выжить и победить в информационной войне

© Даниил Прокофьев / Высшая школа экономики

В эпоху тотальной медийности и доминирования цифровых технологий и ИИ фейк может нанести не меньше вреда, чем оружие. Соответственно, возрастает и ответственность за контент, который производится для аудитории. При этом происходит и переосмысление профессии журналиста, ее роли и приоритетов. Об этом шла речь на всероссийской конференции в НИУ ВШЭ, посвященной современным медиа.

Институт медиа факультета креативных индустрий НИУ ВШЭ 11–12 марта организовал I Всероссийскую научно-практическую конференцию с международным участием «Современные медиа: смысловые стратегии и подготовка кадров». На мероприятии выступили ведущие практики и представители академического сообщества российской медиаиндустрии. Всего собралось около 200 участников из 30 регионов, в том числе из Луганска, Донецка, Мариуполя. Также присутствовали представители Китая, Нигерии, Ганы, Колумбии и Таджикистана.

Эрнест Мацкявичю
© Даниил Прокофьев / Высшая школа экономики

«Мы живем в невероятно интересное время, когда медийность стала тотальной и ты не можешь рассчитывать на успех, если ты не превратился в средство массовой информации, — сказал во вступительном слове модератор, директор Института медиа НИУ ВШЭ Эрнест Мацкявичюс. — А чтобы стать СМИ, сегодня достаточно просто зарегистрировать свой канал в какой-нибудь социальной сети, и эффективность аудитории такого канала может быть сопоставима с эффективностью аудитории федерального средства массовой информации, а иногда даже затмевает ее. То есть получить доступ к эфиру сегодня может любой. Но при этом медиапространство за последние десятилетия превратилось в арену кровавых и разрушительных войн, информацию начали использовать в геополитике как оружие, сопоставимое по последствиям применения с оружием массового поражения. А значит, ответственность человека, имеющего доступ к эфиру, возрастает в разы и по сути может приравниваться к ответственности офицеров». 

Такие сферы деятельности, как журналистика, отчасти дипломатия и в какой-то степени разведка, схожи, отметил декан факультета креативных индустрий НИУ ВШЭ Андрей Быстрицкий. Их идея — разобраться и сообщить миру такое знание, которое сделает его лучше и комфортнее.

Андрей Быстрицкий
© Даниил Прокофьев / Высшая школа экономики

«Факультет креативных индустрий прежде всего про креативность. А креативность — это то, что делает наш мир лучше и человечнее. Сущность креативности заключается в том, что в любую продукцию мы вкладываем все большую долю интеллектуального труда: в изобретения, задумки и т.д. Острие креативности — это коммуникация, на коммуникации сосредоточена и журналистика. Без креативного начала и без творческого духа невозможно успешно рассказывать, невозможно интересно повествовать. Слово нужно уметь произносить, его нужно уметь правильно понимать. Мы сейчас живем в острое время, и понять нашу коммуникационную роль, роль креативности необычайно важно», — пояснил он.

Дмитрий Песков
© Даниил Прокофьев / Высшая школа экономики

Пленарную сессию «Современные медиа: возможности, вызовы, угрозы» открыл пресс-секретарь президента Российской Федерации Дмитрий Песков. Он отметил, что сейчас журналистика переживает трансформацию, которая продолжается в условиях информационной войны. «Мы изрядно поднаторели в деле ведения информационных войн, и это большое достижение. Выросла целая плеяда талантливейших журналистов, талантливейших медийщиков, которые блестяще справляются со всеми вызовами. Безусловно, растет и ответственность медиа в этой связи», — подчеркнул он. В этих условиях медиа должны быть экономически самостоятельными, добавил Дмитрий Песков, а задача власти — создавать необходимые для этого условия.

Мария Захарова
© Даниил Прокофьев / Высшая школа экономики

Директор департамента информации и печати Министерства иностранных дел РФ Мария Захарова призвала встать на защиту мировой журналистики, так как система международной защиты не работает. Она напомнила собравшимся имена журналистов, которые погибли, освещая боевые действия: «Мы сейчас не будем вставать для того, чтобы почтить их минутой молчания, ровно потому, что их память нужно чтить не молчанием, а словами, нашими материалами, нашей позицией, и она должна быть не просто громкой, а громогласной».

По мнению Марии Захаровой, наша страна должна создать собственную систему защиты, так как «у нас есть потенциал, у нас есть наше фантастическое журналистское сообщество».

Александр Хинштейн (по видеосвязи)
© Даниил Прокофьев / Высшая школа экономики

Врио губернатора Курской области Александр Хинштейн, выступавший по видеосвязи, выделил проблему фейковых новостей: «Боевые действия не прекращаются и в информационном пространстве, мы еженедельно фиксируем до 10 попыток вброса различных провокационных тем и информационных атак, которые организовываются и разгоняются ЦИПсО». Он отметил, что противопоставить подобным фейкам можно не только фактчекинг, но и работу с людьми, открытый диалог, постоянное общение — это самый надежный заслон в подобного рода провокациях. «Чем более открыто и информационно прозрачно действует власть, тем меньше возможностей для работы наших информационных врагов», — подчеркнул Александр Хинштейн.

Андрей Кондрашов

Действенным оружием против фейковых новостей может служить искусственный интеллект, рассказал генеральный директор ТАСС Андрей Кондрашов. ИИ очень быстро и эффективно может выявить фейк, так как в основе изготовления фейков лежит именно ИИ. Поэтому сегодня необходимо направить все интеллектуальные способности страны на то, чтобы обучить искусственный интеллект работать над этой задачей.

По его словам, в ТАСС ИИ успешно применяют для поиска фотографий или видео, которые, возможно, используются с нарушением авторских прав. Еще он может легко создавать персональную ленту новостей для конкретного заказчика. Однако искусственный интеллект пока не может справиться с тем, чтобы писать новости в разной стилистике для разных аудиторий. «И это хорошая новость для всех журналистов, потому что еще очень, очень долго, если не навсегда, профессия журналиста останется абсолютно одушевленной», — убежден Андрей Кондрашов.

Ольга Любимова
© Даниил Прокофьев / Высшая школа экономики

Министр культуры РФ Ольга Любимова подняла вопрос повышения квалификации действующих журналистов. По ее словам, сотрудникам ведомства вместе с профильными корреспондентами приходится учиться интересно рассказывать о событиях в отрасли, писать и читать современные медиа. «Хвастаться культурой нашей страны несложно, это нужно просто уметь делать», — сказала она.

Александр Акопов
© Даниил Прокофьев / Высшая школа экономики

Тему образования продолжил председатель совета директоров компании «Студия Космос», директор Института кино НИУ ВШЭ Александр Акопов. Он отметил значимость института наставничества: со студентами должны работать авторитетные представители профессии, компетентность и экспертность которых не вызывает сомнения. «Когда эти люди приходят в аудитории и начинают работать с будущими молодыми специалистами, они неизбежно становятся и моральными авторитетами, потому что приходят люди, у которых есть за душой определенные ценности. Если то, что они говорят по телевизору, они делают по душе, а не за ипотеку, рано или поздно даже самому скептически настроенному студенту это передается», — отметил он.

Татьяна Ремезова
© Даниил Прокофьев / Высшая школа экономики

Творческий руководитель образовательной программы «Журналистика» Института медиа факультета креативных индустрий НИУ ВШЭ Татьяна Ремезова поделилась опытом «бесшовного и приятного для студентов» перехода от учебы к работе. По ее словам, этому способствует уникальная система творческих мастерских. Сейчас работают семь таких мастерских, и их возглавляют известные медиаперсоны.

Также в рамках пленарной сессии выступили заместитель генерального директора ВГТРК Александр Нечаев, генеральный директор AO «Телекомпания НТВ» Алексей Земский, генеральный директор АО «Москва Медиа» Игорь Шестаков, генеральный директор Института развития интернета Алексей Гореславский.

Задача факультета креативных индустрий НИУ ВШЭ — стать центром компетенций и экспертизы в коммуникационной сфере, подчеркнул, закрывая сессию, Андрей Быстрицкий. «Я много лет говорю о необходимости своего рода журналистского ренессанса — ренессанса профессии, компетенций и понимания в целом. Это тоже наша задача. В этом смысле, я надеюсь, конференция даст импульс нашему развитию. Я надеюсь, что мы найдем понимание и в рамках Высшей школы экономики, и за ее пределами, чтобы мы могли вместе двигать нашу очень важную, существенную в нынешних условиях коммуникационно-медийную роль дальше. Кино, журналистика и медиакоммуникации — сердце всей креативности, всего развития нашего общества. Мы связаны вместе, мы создаем единое пространство, в котором будет комфортно жить и развиваться всему российскому обществу, а может быть, и не одному российскому», — резюмировал он.

Никита Анисимов
© Михаил Дмитриев / Высшая школа экономики

Панельную дискуссию «Технологии. Смыслы. Кадры» открыл ректор НИУ ВШЭ Никита Анисимов. Он отметил, что медиатехнологии не могут быть отточены до совершенства, потому что меняются сами медиа, меняются времена и люди. Тем сложнее задача тех, кто готовит кадры для отрасли. «Сегодня многие спикеры говорили, что очень важно человека научить профессии. Но важно, чтобы он еще был патриотом, чтобы он свою профессию реализовывал для своей страны, для своего государства. В этом смысле он уже сейчас нужен и на рабочем месте, и как человек, который создаст свою молодую семью, и как профессионал, который будет продвигать репутацию и своей альма-матер, и своей страны. Поэтому сейчас у студентов миссия посложнее, чем у нас», — подчеркнул ректор Вышки.

Андрей Лавров
© Михаил Дмитриев / Высшая школа экономики

Профессия журналиста — это про ценности и про смыслы, поэтому его профессиональная подготовка — это подготовка человека, который способен быть инженером человеческих душ, подчеркнул старший директор НИУ ВШЭ, директор Центра бренд-медиа факультета креативных индустрий Андрей Лавров. «В первую очередь это общегуманитарная подготовка, это много русского языка, это много литературы, это много истории, это понимание философии, это понимание нашей страны, это патриотизм, это воспитание ценностей, это воспитание личности», — считает он.

Вместе с тем, по его мнению, в настоящее время недооценен сегмент переподготовки и повышения квалификации в сфере медиа, где очень быстро происходят технологические изменения. Такие навыки, как работа с нейросетями, с текстом и видео, правильная работа с аудиторией, пригодятся и блогерам, и предпринимателям. Это колоссальные возможности для развития метакомпетенций, убежден Андрей Лавров. И конечно, нужно учить людей распознавать фейки, работать с манипуляциями.

Александр Куприянов
© Михаил Дмитриев / Высшая школа экономики

Доцент Института медиа НИУ ВШЭ Александр Куприянов рассказал, как эффективно использовать нейросети в работе журналиста. Заместитель директора Института медиа Иван Князев отметил, как важно для журналистов знание русского языка, литературы, истории и философии. Старший преподаватель Института медиа Александр Христенко перечислил специализации в сфере медиаобразования, которые предлагают разные треки Вышки.

НИУ ВШЭ старается найти золотую середину между практикой и академическим образованием, сказал в заключительном слове Эрнест Мацкявичюс. «Самое главное, что наши коллеги — люди из профессии, приходящие сюда, в аудитории, они абсолютно искренне хотят передать свой опыт и делают для этого все возможное. И мне хочется, чтобы таких преподавателей у нас было как можно больше. Тогда у них [студентов] не только с профессией, но и со смыслами, с ценностями все будет в порядке», — резюмировал он.

Во второй день конференции были проведены секции, посвященные перспективам медиаисследований и развитию медиатехнологий.