• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Цифровизация ДПО: как построить эффективную экосистему

Цифровизация ДПО: как построить эффективную экосистему

© iStock

Цифровизация стала одним из ведущих образовательных трендов последних лет. При этом цифровая трансформация касается далеко не только учебного процесса, но и всей системы организации и сопровождения образовательных программ. Еще один тренд — переход к персональной образовательной траектории с получением микростепеней — делает все более актуальными программы дополнительного профессионального образования. Эти и другие вопросы обсуждались на круглом столе «Цифровая экосистема ДПО: актуальные направления развития», прошедшем в НИУ ВШЭ.

Вадим Радаев

«Цифровизация сегодня превратилась в ключевое направление развития, и не только ДПО, разумеется. Для Высшей школы экономики в течение последних двух лет создание цифровой экосистемы ДПО было основным проектом в этой области, и к началу 2024 года, как нам кажется, удалось добиться серьезных успехов», — сказал в приветственном слове первый проректор НИУ ВШЭ Вадим Радаев, открывая круглый стол «Цифровая экосистема ДПО: актуальные направления развития».

Кроме того, он сообщил, что 14–16 ноября 2024 года в Москве на базе Вышки пройдет 1-й Московский форум дополнительного образования «Вызовы цифровизации, новые университетские решения», регистрация на который уже открыта.

Галина Можаева

Заместитель первого проректора НИУ ВШЭ Галина Можаева рассказала об опыте Вышки по созданию цифровой экосистемы ДПО. «Когда мы говорим о цифровой экосистеме, мы понимаем, что это совместная деятельность людей и цифровых агентов, цифровых систем, различных платформ и информационных систем. Если мы посмотрим на экосистему образовательной организации, то увидим, что она дает ресурс, чтобы расширить образовательную среду и возможности человека за счет использования цифровых агентов. Каждый элемент этой системы увеличивает шансы на выживание и развитие за счет связи с остальной экосистемой. Благодаря общей взаимосвязи все элементы экосистемы растут», — подчеркнула она.

В Вышке ежегодно реализуется более тысячи программ ДПО, на которых обучается свыше 40 тысяч слушателей. И эти цифры только растут. Организацией программ ДПО занимается более 60 подразделений университета, каждое из которых привыкло работать в своей логике и традициях.

«При таком масштабировании и амбициозных целях, которые ставит перед нами Программа развития Высшей школы экономики, конечно, нельзя без системного решения. Мы такое системное решение нашли и реализовали через оцифровку всех базовых процессов в ДПО», — пояснила Галина Можаева.

Она подробно рассказала об учетной системе, где создано рабочее место менеджера и оцифрованы все процессы его деятельности, и о маркетплейсе, через который клиенты выбирают для себя программы ДПО. Это каталог актуальных программ, в котором автоматически организована фильтрация, сортировка и поиск необходимого образовательного продукта. Здесь можно, как на обычном ритейл-маркетплейсе, положить программу в корзину, отложить в избранное, сравнить программы между собой и оплатить онлайн.

© Высшая школа экономики

Начальник Операционного управления ДПО НИУ ВШЭ Оксана Жгун подробнее рассказала об оптимизации бизнес-процессов в учетной системе и о ролевой модели ДПО. Руководитель проекта по образовательным инновациям Операционного управления ДПО НИУ ВШЭ Людмила Александрова и руководитель команды разработчиков simuluzator.com Петр Тутаев продемонстрировали образовательный тренажер «Финансовый эксперт», который встраивается в программы повышения квалификации по финансовому менеджменту Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ.

Затем своим опытом по созданию цифровых решений для программ ДПО поделились представители других университетов: института «Кадры индустрии» при Министерстве промышленности Республики Беларусь, Дальневосточного федерального университета и Томского государственного университета.

Инна Андреянова

Выступление генерального директора Фонда развития инновационного научно-технологического центра «ЮНИТИ ПАРК» Инны Андреяновой было посвящено ментальной и цифровой трансформации ДПО.

«Жизненного призвания больше не существует, профессии и навыки будут исчезать с выходом новых инноваций», — убеждена она.

Человек все больше конкурирует с AI за рабочие места. Для того чтобы не терять работу и сохранять уникальный и востребованный профиль компетенций, нужно постоянно самоактуализироваться. Без постоянного обучения человек моментально теряет конкурентоспособность на рынке. При этом классическое образование теряет актуальность из-за молниеносного устаревания знаний и навыков, что делает образование более фрагментарным и менее фундаментальным. Новое образование требует новых форматов, содержания и скорости. Новая модель университетов призвана растить кадры внутри производственных цепочек. Место долгих программ занимает микрообучение, а место массового образования — персонализированное. Оптимальную образовательную и профессиональную траекторию позволят спроектировать различные цифровые инструменты и системы.

Для университетов ДПО становится каналом продвижения услуг и механизмом реализации имиджевой политики, отметила Инна Андреянова.

«Создание сильной репутации — задача любого университета. А когда университет умеет собирать в одной программе ДПО лучших экспертов со всей страны, то его ценность возрастает в разы со всеми вытекающими положительными последствиями», — подчеркнула она.

Елена Полушкина

Заместитель директора Центра экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований РАНХиГС Елена Полушкина рассказала о результатах социологического исследования, посвященного основным тенденциям развития ДПО. По ее словам, вузы занимают всего 24,27% всего рынка дополнительного профессионального образования. Только в трех регионах есть крупные университеты, которые занимаются ДПО. При этом если специалисты чаще всего учатся в городе, в котором работают, то руководители предпочитают Санкт-Петербург или Москву. ДПО в онлайн-формате пользуется либо молодежь, которая оканчивает университет, либо руководители от 40 до 49 лет. Работники 30–40 лет чаще всего выбирают смешанное образование.

Зачастую для тех, кто учится полностью дистанционно, целью является не расширение профессиональных навыков, а самообразование, и диплом им не нужен. Более того, в России пока, по словам спикера, повышение квалификации не приводит ни к росту зарплаты, ни к продвижению по карьерной лестнице.

«По факту это происходит очень редко. Это проблема наших кадровых служб, которые не заинтересованы в росте профессионалов, и это проблема HR-менеджмента очень многих предприятий, особенно крупных, где проще уйти и потом вернуться на более высокую позицию. В университетах такая же ситуация, что человек долго сидит на одном месте без повышения, а потом уходит из университета куда-то и через год возвращается уже на более высокую должность с более высокой зарплатой. Это практика, которую показывают наши опросы по всем уровням», — рассказала эксперт.

При этом порядка 57% опрошенных заявляют о том, что не удовлетворены полученным продуктом. Эти данные и дискуссия в целом показали множество точек роста для вузовской системы дополнительного образования, а также раскрыли большой потенциал для ее развития.

Круглый стол «Цифровая экосистема ДПО: актуальные направления развития» проведен по инициативе Высшей школы экономики в рамках Недели ДПО консорциума «Международная ассоциация профессионального дополнительного образования» (МАПДО). Запись трансляции можно посмотреть по ссылке.

Сейчас не так много площадок для трансляции и обмена позитивным опытом организации и реализации ДПО. В Вышке было решено создать современное и эффективное пространство для этого. Приглашаем на 1-й Московский форум дополнительного образования «Вызовы цифровизации и новые университетские решения» 14–16 ноября 2024 года. В рамках форума пройдут мероприятия различных современных форматов по 10 тематическим трекам — «Государственная политика и новые решения в ДПО», «Цифровая трансформация ДПО», «Сетевые проекты ДПО и международное партнерство», «ДПО как цифровая образовательно-индустриальная среда для дизайн-проектов и креативных стартапов», «Современное бизнес-образование: потребности рынка и роль бизнес-школ», «ИИ и анализ данных в непрерывном образовании», «Продуктовый подход и маркетинг в ДПО», «ДПО для здравоохранения: традиции и новации», «Качество ДПО», «ДПО для агротеха», — а также выставка EdTech-разработок, образовательных сервисов и высокотехнологичных продуктов и программа повышения квалификации «ДПО: цифровизация и новые образовательные решения». Принять участие можно как очно, так и онлайн. 

Вам также может быть интересно:

ВШЭ приняла делегатов из 15 стран на Международной партнерской неделе в Санкт-Петербурге

23 мая в Президентской библиотеке в Санкт-Петербурге руководители и эксперты 23 вузов из 15 стран приняли участие в первом дне Международной партнерской недели. Помимо оживленной дискуссии о глобальных тенденциях развития высшего образования, состоялось подписание партнерских соглашений НИУ ВШЭ с вузами Индии, Узбекистана и Омана.

Эксперты Вышки помогут создать в Норильске инновационный лицей

В Норильске планируют открыть образовательный хаб, где лучшие учителя из ведущих школ России будут реализовывать передовые практики. НИУ ВШЭ как национальный центр компетенций по подготовке управленческих и педагогических кадров поможет проекту выстроить механизмы привлечения, подготовки и укоренения специалистов.

«Рутинную работу должен взять на себя робот»

Сможет ли Вышка создавать свои коммерческие программные продукты, чем занимается созданный недавно Центр программных разработок и цифровых сервисов и зачем проводится хакатон по технологиям роботизации бизнеса — обо всем этом рассказал старший директор по финансовым технологиям Леонид Новиков.

НИУ ВШЭ разработал дашборд для изучения трендов в образовании

Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ представил новый цифровой сервис — информационно-аналитическую систему «Индикаторы образования» (ИАС ИО). Эта система интерактивных аналитических панелей (дашбордов) позволяет визуализировать индикаторы сферы образования в динамике с возможностью сравнения по различным уровням и в международном контексте.

Питерская Вышка приняла участие в международном Саммите высшего образования FICCI (HES) в Индии

«Расширяя сознание, продвигая изменения: меняем будущее высшего образования» — так звучала тема 18-го Саммита высшего образования, прошедшего в столице Индии Нью-Дели. По приглашению организаторов форума, Федерации индийских торгово-промышленных палат (FICCI) и министерства образования Индии, делегация Высшей школы экономики в Санкт-Петербурге приняла участие в ключевых мероприятиях Саммита.

На ИВО-2023 обсудили карьерные ожидания, ценности и траектории российских студентов

В НИУ ВШЭ проходит XIV Международная конференция исследователей высшего образования (ИВО-2023), ее основная тема — «Студенческий опыт в современном университете: от абитуриента до выпускника». 25 октября, в первый день конференции, состоялась специальная секция «Карьерные ожидания, ценности и траектории студентов в российском третичном образовании», на которой исследователи из НИУ ВШЭ представили три доклада.

В НИУ ВШЭ начала работу XIV Международная конференция исследователей высшего образования

Тема конференции этого года — «Студенческий опыт в современном университете: от абитуриента до выпускника». В течение трех дней исследователи из разных регионов России и зарубежных стран будут обсуждать, какие индивидуальные и институциональные факторы определяют образовательный опыт студентов, как он связан с достижением образовательных результатов и как влияет на успешность на рынке труда. Конференция продлится с 25 по 27 октября, будет представлено более 90 докладов.

Правительство РФ и НИУ ВШЭ помогут в цифровизации стран Африки

Российско-африканская Программа трансфера компетенций в области цифровизации государственного управления стран Африки, которую реализует Центр изучения Африки НИУ ВШЭ, будет частично профинансирована за счет государства. Субсидию предоставит правительство РФ, соответствующее распоряжение подписано 21 сентября.

Диджитализация и школы как образовательные хабы: что ждет рынок образования

В ближайшие годы мир может ждать масштабная диджитализация образования, которая позволит обучаться всю жизнь. Такой вариант предполагает один из сценариев развития будущего образования. Его приводит в своем докладе Институт образования НИУ ВШЭ, подготовивший обзор наиболее актуальных трендов в развитии образования в рамках стратегического проекта «Национальный центр научно-технологического и социально-экономического прогнозирования» НИУ ВШЭ программы «Приоритет-2030».

Новый онлайн-курс ВШЭ обучает педагогов компетентностному подходу в преподавании

Современную школу часто обвиняют в том, что она отстает от жизни, и  требуют развивать в ней экологическую, цифровую и функциональную грамотность, коммуникативную компетентность, навыки кооперации. Но возможен ли в школьном и университетском образовании баланс между знаниями и компетентностями? И главное, как должен действовать педагог, учитель, преподаватель, выстраивая обучение? На все эти вопросы отвечает новый онлайн-курс «Универсальные компетентности и новая грамотность», разработанный экспертами Института образования ВШЭ и представленный онлайн-кампусом НИУ ВШЭ на Национальной платформе «Открытое образование».