Летняя школа ЛИА «Институты, образование и рост». День первый
Астрахань, Благовещенск, Вологда, Санкт-Петербург, Москва и еще 20 городов — вот география участников летней школы институционального анализа, открытие которой состоялось вчера в подмосковном Конобеево.
Название Школы Лаборатории институционального анализа (ЛИА) ГУ-ВШЭ, которая проходит этим летом уже в третий раз, — «Институты, образование и рост». А это значит, что в ней принимают участие молодые исследователи, интересующиеся экономикой и социологией высшего образования или (а в некоторых случаях — также и) институциональной экономикой.
Чем институциональная теория может помочь тем, кто изучает рынки высшего образования и университеты? Этому вопросу была посвящена лекция Марии Юдкевич. Обзор формальных моделей, изучающих устройство трудовых контрактов на академических рынках в разных странах, вызвал массу прикладных вопросов. Возможна ли система постоянного найма в российских университетах и каковы ее возможные последствия? Как создать стимулы и возможности для занятия молодыми преподавателями исследовательской деятельностью в условиях низкого финансирования университета? Как относится университетская администрация к усилению академического самоуправления? На эти и другие вопросы отвечали и сам докладчик, и научный руководитель ЛИА, ректор ГУ-ВШЭ Ярослав Кузьминов, который подробно рассказывал об опыте ГУ-ВШЭ по внедрению специальных контрактов с выпускниками зарубежных аспирантур, созданию системы поддержки академических достижений. Роль контрактов постоянного найма в системе высшего образования США прокомментировал «инсайдер» этой системы — Джон Най, профессор университета Джорджа Мейсона, специальный гость школы.
Ярослав Кузьминов в своей лекции говорил о тех принципах и фактах системы российского образования, которые могут помочь оценить возможные реакции системы образования на кризис. От обсуждения общих сценариев акцент дискуссии, завязавшейся после лекции, сдвинулся на конкретные ситуации в региональных вузах. Должны ли вузы заниматься трудоустройством выпускников? Нужно ли бороться с работой студентов во время учебы или, наоборот, поощрять ее? Какие вузы в большей степени пострадают от кризиса и почему? Разговоры и расспросы продолжились за обедом — на множество комментариев участников «Но такое в российском вузе невозможно!» ректор ГУ-ВШЭ рассказывал, как это устроено в Вышке — и про гранты научного фонда, и про обязательные экзамены в магистратуру для бакалавров Вышки, и про множество совместных программ с ведущими зарубежными университетами.
После обеда участников ждал инструментальный семинар — Ирина Хованская, научный сотрудник ЛИА, рассказывала о решении базовых задач экономики риска, поразив участников обилием увлекательных приложений одной, казалось бы, простой задачи. Не только экономисты, но и далекие от математики — по крайней в мере, в повседневной жизни, — социологи и юристы с увлечением рассчитывали оптимальные ставки разнообразных пари — начиная от споров о результатах футбольного матча ЦСКА и Спартака, кончая пари на результаты следующих президентских выборов США.
Но и этим семинаром программа первого дня Школы не закончилась. Еще три часа участники, разбившись на четыре группы, коротко рассказывали о своих исследовательских проектах. Участникам на это было выделено по 2—3 минуты, а вот экспертам, которые подробно высказывались по каждому проекту, — досталось почти по 7 минут.
Ярослав Кузьминов, Мария Юдкевич, Ирина Хованская, Джон Най, Марина Колосницына, Андрей Бремзен, Константин Сонин (включен Минюстом в список физлиц, выполняющих функции иностранного агента), Григорий Андрущак, ознакомившиеся с проектами, комментировали тексты, предлагали свое видение проблемы, критиковали, хвалили, давали рекомендации по подготовке презентаций. В последние дни школы участники выступят с переработанными проектами.
И в завершение выпуска — новости спорта и о погоде. На всех послеобеденных семинарах голоса экспертов перекрывались раскатами грома. Из-за грозы запланированный волейбольный матч пришлось отменить — и продолжить до глубокой ночи обсуждать проекты, планы, исследования, конференции, идеи, базы данных, защиты диссертаций. Поэтому о спортивных достижениях рассказать пока нечего — надеемся, новости будут в другие дни Школы.
Андрущак Григорий Викторович
Най Джон Винсент Канизарес
Хованская Ирина Аскольдовна
Юдкевич Мария Марковна
Вам также может быть интересно:
От секвенирования к разработке кардиопанели: как прошла летняя школа по кардиогенетике
С 19 по 29 августа Центр непрерывного образования факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ совместно с Институтом аналитического приборостроения РАН, Институтом спектроскопии РАН и компанией «Синтол» провел летнюю школу «Кардиогенетика: от секвенирования к разработке кардиопанели». Школа проводилась в рамках Федеральной научно-технической программы развития генетических технологий на 2019–2027 годы (проект 15.ИП.21.0004).
Школа по ML в биоинформатике: «отличная возможность для нетворкинга и изучения нового материала»
Факультет компьютерных наук НИУ ВШЭ провел ежегодную летнюю школу по машинному обучению в биоинформатике, слушателями которой стали более 300 человек из разных университетов, институтов и организаций. Всего на событие зарегистрировались более 800 человек. Трехдневная программа включала в себя лекции и семинары.
Летняя школа по аналитике и Data Science в НИУ ВШЭ собрала более 400 слушателей
В конце августа в Центре культур Вышки прошла Летняя школа по аналитике и Data Science, организованная Центром непрерывного образования факультета компьютерных наук. Более 400 участников слушали выступления спикеров из «Яндекса», Ozon, X5 Group, VK, МТС, «Авито», Альфа-Банка, «Купера», ecom.tech, Wildberries, «Вкусно — и точка», «Эйч», а также сотрудников ФКН.
Курсы по возобновляемой энергии, кунг-фу и китайскому языку: что еще студенты Вышки изучали на летних школах вузов КНР
24 студента бакалавриата и магистратуры Международного института экономики и финансов НИУ ВШЭ на каникулах побывали в Китае, где приняли участие в летних школах ведущих университетов. Учебные заведения предоставили десятки разнообразных курсов на выбор: от экономики и права до танцев и спорта. Сегодня студенты делятся впечатлениями от обучения и поездки.
«Это незабываемые впечатления, я сохраню их навсегда»: как проходит Международная летняя школа Питерской Вышки
Международная летняя школа Питерской Вышки в самом разгаре — именно сейчас зарубежные студенты из 12 стран активно посещают лекции и наслаждаются культурной программой. Поговорили с некоторыми из них о самых ярких впечатлениях.
В учебном центре «Вороново» завершилась Летняя проектная школа по коммуникациям ВШЭ
Факультет креативных индустрий и Центр взаимодействия с регионами НИУ ВШЭ запустили новую совместную смену в рамках проекта «Академия школьников» — Летнюю проектную школу по коммуникациям. Она прошла в формате выездного образовательного курса по коммуникациям и проектной работе и объединила старшеклассников из Москвы, Московской области, Екатеринбурга, Тольятти, Сургута и Махачкалы.
«Ценим готовность педагогов совершенствовать профессиональные знания и навыки»
Каждый год Центр взаимодействия с регионами ВШЭ организует курсы повышения квалификации для учителей и администраторов школ Университетского образовательного округа. На этот раз в традиционной летней школе приняли участие 573 слушателя. Занятия проходят онлайн, что позволило пройти обучение специалистам, находящимся в самых разных часовых поясах.
«Навсегда в моем сердце»: участники ЛМШ-2024 открыли новые грани предпринимательства
Завершилась Летняя многопрофильная школа «Грани предпринимательства», организованная Дирекцией по работе с одаренными учащимися НИУ ВШЭ. Ее программу подготовили и реализовали преподаватели Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ при участии ведущих российских компаний. Участниками ЛМШ, которая прошла с 4 по 14 июля на базе подмосковного санатория «Буран», стали 100 выпускников 8–10-х классов из 22 регионов России.
«Почувствуйте Север»: в Мурманске завершилась Арктическая летняя школа
Правительство Мурманской области, Высшая школа урбанистики имени А.А. Высоковского (ВШУ) факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ и Мурманский арктический университет (МАУ) провели Арктическую летнюю школу. Две недели 18 студентов двух университетов под руководством тьюторов работали с несколькими районами Мурманска, подробно анализируя их территории, проводя полевые исследования и готовя проектные предложения по их развитию в синхронизации с разрабатываемым мастер-планом агломерации.
Завершила работу I Летняя школа для студентов, аспирантов и молодых ученых «Религия и право»
В начале июля в Высшей школе экономики состоялась летняя школа для молодых исследователей по религии и праву. Мероприятие было организовано Научно-образовательной теологической ассоциацией (НОТА), НИУ ВШЭ, Общецерковной аспирантурой и докторантурой имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия (ОЦАД) и Московской духовной академией (МДА). Участниками стали представители 15 вузов из 14 регионов.