• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Прорыв на азиатские образовательные рынки

Этим летом большая группа студентов и преподавателей отделения востоковедения факультета философии ВШЭ отправится в Китай и Японию для занятий в летних школах. Об уникальных программах школ рассказывает заведующий отделением Алексей Маслов.

— Алексей Александрович, насколько я знаю, это будет самая крупная школа по востоковедению в России?

— Не только в России, но и в Европе: в ней будут участвовать более 140 человек из Вышки. Только в Шанхайский университет мы одновременно отправляем 80 человек, которые в течение месяца будут интенсивно изучать китайский язык и прослушают курс лекций по истории и культуре Китая.

Почти год мы согласовывали и логистику, и программы школ. Опыт показывает, что обычно летние школы воспринимаются студентами и организаторами как отдых или развлечение. Принимающие вузы не заинтересованы серьезно загружать студентов, чтобы не разочаровывать их большим объемом работы после академического года. Мы же решили организовать школу так, как это делают лучшие западные университеты, поэтому отправляем вместе со студентами своих преподавателей, которые будут контролировать посещаемость занятий. Более того, активность студентов будет учитываться во время зачета по летней школе.

Мы уже согласовали с китайской стороной содержание совместных тестов. Раньше тестирование по итогам летних школ не являлось обязательным, а в этом году сдача тестов будет обязательной. Мы также впервые внедряем проверку остаточных знаний: на материале тестов, которые студенты сдадут в Китае и в Японии, они снова будут проходить тестирование осенью в Москве. Если результаты совпадут, то студенты смогут рассчитывать на позитивную отметку за курс китайского языка (минимальная оценка — 8 баллов).

— А что собой представляет согласование тестирования?     

— Это сложный процесс, и нам впервые удалось создать совмещенную систему тестирования. Основная проблема заключается в том, что подходы к языковой подготовке в России и Китае сильно отличаются друг от друга. В Китае ежегодно обучаются более 7 тысяч российских стажеров по годовой программе, и я могу с сожалением констатировать, что эта подготовка далеко не всегда эффективна. С одной стороны, человек находится в языковой среде, а с другой стороны, система контроля полученных знаний не отработана. Это приводит к тому, что и знания не повышаются, и дисциплина обучения снижается. У нас были случаи, когда студенты возвращались со стажировки в состоянии десоциализации, то есть им было сложно вернуться к нашим нормам дисциплины обучения, они переставали посещать занятия, замыкались, нарушался обычный ритм общения с внешним миром. Особенности стажировки в Китае и некоторых арабских государствах заключаются в полной «свободе» для студента и отсутствии серьезных требований. Это приводит к тому, что ребята прекращают заниматься, их общение происходит в основном на улице, а лексикон сводится к самым обиходным выражениям. Поэтому контроль за качеством знаний стал для нас ключевым вопросом при подготовке летних школ.

Сейчас 120 университетов России отправляют своих студентов на обучение в Китай, и мы очень рассчитываем на то, что наш опыт будет учтен и принят другими вузами страны.

— Что, кроме языка, будут изучать студенты?

— Мы начинаем проводить летние школы по азиатским исследованиям в целом — не только языковым, но и тематическим. Это эксперимент, и первую такую школу мы проведем в Макао с Университетом святого Иосифа, основанным в Китае в XVII веке, когда португальцы начали обустраиваться в Макао. Этот элитный университет выдает своим выпускникам два диплома — Макао и Лиссабонского университета, а занятия там проводят представители западных университетов: американцы, британцы, португальцы.

В этом году мы проведем в Макао двухнедельную летнюю школу, которая включает два модуля — языковой и академический по теме влияния западных культур на азиатский мир. Наши студенты будут слушать лекции ведущих британских и американских специалистов по этой сложной, неоднозначной теме. Кстати, эта уникальная школа будет проведена исключительно для студентов ВШЭ. Мы сами ее инициировали и, выбирая между университетами Гонконга и Макао, выбрали тот вуз, который дает наиболее качественные знания именно по этому аспекту. Если все наши планы удастся реализовать, то подобные школы мы будем проводить и зимой в Восточной Азии, и летом в России. Мы уже договорились с Городским университетом Гонконга о том, что в следующем году зимние и летние школы пройдут в форме двухсторонних обменов, а в ближайшее время подпишем договор о запуске совместной магистратуры. Это будет первая российско-гонконгская магистратура с преподаванием исключительно на английском языке. Ребята буду обучаться год у нас и год в Гонконге, а затем получат два диплома сразу. На мой взгляд, это прорыв на азиатские рынки качественного востоковедческого образования не только для Вышки, но и для российского высшего образования в целом.

— Сколько групп сформировано?

— В Шанхай поедут около 80 человек, другая группа (примерно 20 человек) едет в Пекин на три недели, еще 20 студентов едут в Японию и группа из 12 студентов — в Макао. Практически все наши студенты разъезжаются на лето. Хочу отметить, что условия проживания будут замечательными: все будут размещены в двух- и одноместных номерах с кондиционером и доступом в интернет. А цены совсем невысокие, значительно ниже тех, которые студенту выставляют азиатские вузы при прямом обращении. Я полагаю, это вообще одна из самых недорогих летних школ в мире.

Что касается занятий, то они будут проходить по двум модулям: языковому и академическому. К примеру, в Шанхае студенты будут изучать историю и тенденции развития китайской культуры, в Пекине прослушают курс о современной китайской культуре, в Макао — лекции по западному влиянию на азиатский мир, а в Японии — по современному страноведению Японии.

— Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями о первом наборе студентов на отделение востоковедения ВШЭ.

— Обычно к концу академического года количество студентов по понятным причинам уменьшается, а у нас — увеличивается. Я совсем не ожидал, что к нам начнут переводиться студенты других факультетов. Возможно, это связано с нашим высоким уровнем языковой подготовки: у нас самое большое количество языковых часов среди всех российских вузов (у самых престижных российских вузов это количество не превышает 16 часов, а у нас в следующем году будет — 24). Наши студенты-китаисты успешно прошли тестирование по международным стандартам HSK. Чтобы объективно оценить уровень подготовки ребят, мы специально отправили первокурсников для прохождения теста, который принимается комиссией из КНР, и это тестирование показало, что к концу первого года обучения наши студенты находятся на том уровне, которого студенты специализированных вузов достигают к окончанию второго курса — мы используем интенсивные методики преподавания.

Недавно мы получили предложения из филиалов Вышки открыть направление востоковедение в Нижнем Новгороде, Перми и Санкт-Петербурге. Но востоковедение — это не только изучение языка, это комплексный пакет знаний, который мы должны предоставить. Пока эти заявки — на стадии обсуждения.

Наши образовательные программы интенсивнее, чем в других вузах, и более 85% курсов являются профильными. Мы читаем курсы по таким дисциплинам, которые в совокупном виде вы не встретите в других вузах, например, этнопсихология Востока или методика проведения переговоров в странах Азии. Мы не готовим «классических» политологов или экономистов, но наши специалисты, обладая глубокими и разносторонними знаниями в области восточных религий и традиций, специфики менталитета, особенностей исторического развития государств этого региона, смогут осуществлять проекты значительно профессиональнее, чем многие «классические» экономисты. Наши выпускники будут знать налоговое законодательство, кодексы, методику ведения переговоров и выстраивания деловых отношений с местным населением.

На Востоке межличностные договоренности превыше законов. Поэтому мы учим наших студентов даже тому, как правильно вручить визитную карточку или в какой позе надо сидеть на переговорах. Наши студенты должны за годы обучения перестроить свое сознание и «внедриться» в восточную культуру. Именно этим подготовка востоковедов отличается от образования политологов и экономистов, которые чаще всего осваивают западные точки зрения на восточные государства.

Ну и небольшой сюрприз в конце: в 2011/12 гг. мы открываем новую специализацию — корееведение, которое будет преподаваться с участием крупнейших корейских университетов, в том числе Сеульского Национального университета. Мы впервые совместно с Корейским фондом внедряем методику e-lectures — лекций, которые читаются в он-лайновом режиме ведущими корейскими профессорами для наших студентов.

Валентина Грузинцева, Новостная служба портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Вышка и правительство Мурманской области объявляют набор в летнюю школу по арктической урбанистике

Высшая школа урбанистики НИУ ВШЭ в партнерстве с правительством Мурманской области, администрацией города Мурманска и Мурманским арктическим университетом (МАУ) приглашает принять участие в летней школе студентов всех факультетов Вышки. Программа посвящена комплексному исследованию нескольких районов Мурманска и рассмотрению на их примерах особенностей городской среды арктических городов.

Чарующий Восток: в НИУ ВШЭ прошел юбилейный Oriental Crazy Day 2024

В конце мая в Вышке состоялся традиционный День востоковеда — Oriental Crazy Day. В этом году праздник прошел уже в десятый раз. Для студентов это возможность показать на сцене свои таланты, погадать на Книге перемен, узнать больше о многообразии культур Востока, а для сотрудников факультета мировой экономики и мировой политики ВШЭ — представить образовательную программу «Востоковедение» будущим абитуриентам.

Новые возможности: Вышку посетила делегация китайского университета SWUFE

В конце мая в МИЭФ ВШЭ состоялся визит делегации Исследовательского института экономики и менеджмента Юго-Западного финансово-экономического университета (RIEM SWUFE), Китай. Делегацию возглавляла декан вуза, профессор Дун Янь. Стороны договорились о сотрудничестве по реализации бакалаврской программы двух дипломов в области экономики и финансов, обсудили возможности развития сотрудничества в области магистратуры, научно-исследовательской деятельности, проведения совместных научных мероприятий, обменов, летних школ.

Регистрация на Летнюю многопрофильную школу продлится до конца недели

До 26 мая включительно продолжается регистрация и прием портфолио учеников 8–10-х классов на Летнюю многопрофильную школу «Грани предпринимательства», которую НИУ ВШЭ проведет с 4 по 14 июля в Подмосковье. Участников школы ждут встречи с представителями крупных компаний, в числе которых Сбер, VK, Теlе2, КРОК, «Яков и Партнеры» и другие. Стоимость участия — 20 тысяч рублей, есть возможность получения скидки.

Лето с пользой: как ученикам 8–11-х классов стать участниками летних школ Вышки

В этом году в рамках проекта «Расти с Вышкой» НИУ ВШЭ проведет пять летних школ и выступит в качестве партнера еще одной. Все эти школы очные, рассчитаны на выпускников 8–10-х, а в ряде случаев также 11-х классов, увлеченных проектной и исследовательской деятельностью, нацеленных на обучение в университете. Участие в них платное, есть возможность получить скидку, но в любом случае необходимо пройти конкурсный отбор.

В НИУ ВШЭ создан первый в России диссовет по востоковедению и африканистике

Его возглавил член-корреспондент РАН, заместитель директора Института Африки РАН и руководитель Международного центра антропологии факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ Дмитрий Бондаренко. В состав диссертационного совета вошли известные российские востоковеды и африканисты Высшей школы экономики и других ведущих организаций.

Как использовать ИИ в обучении: пять советов от питерской Вышки

Студенты и преподаватели питерской Вышки посетили мастер-класс от Института востоковедения и африканистики. О том, как можно использовать ИИ в учебных и научных целях, рассказала Алена Коробочкина, академический руководитель программы «Кросс-культурные исследования Азии и Африки в контексте международных отношений».

Чайная церемония, Наруто и норигэ: Вышка встретила год Зеленого Деревянного Дракона

В день второго новолуния после зимнего солнцестояния Центр культур НИУ ВШЭ превратился в место встречи любителей китайской, японской, корейской и вьетнамской культур. Студенты, преподаватели и гости Вышки отметили восточный Новый год. Под южнокорейские хиты и популярные опенинги из аниме все желающие пробовали себя в каллиграфии, учились искусству оригами, ели азиатские сладости, пили восточные чаи. Финалом праздника стал большой тематический концерт.

Ректор НИУ ВШЭ предложил вернуть востоковедению статус самостоятельного научного направления

В рамках пленарного заседания XIX Международного мусульманского форума ректор НИУ ВШЭ Никита Анисимов подчеркнул, что востоковедение является стратегически важной исследовательской сферой в нашей стране. Необходимо вернуть востоковедению статус самостоятельного научного направления и зафиксировать его в номенклатуре Минобрнауки.

«С китайскими коллегами у нас общий подход к решению современных вызовов»

Делегация Высшей школы экономики под руководством проректора Виктории Пановой в ходе визита в Китай договорилась о продлении соглашений о сотрудничестве с Университетом Фудань и Восточно-Китайским педагогическим университетом (ВКПУ). Особое внимание было уделено расширению академической мобильности студентов и преподавателей между университетами.