«Отличие онлайн-кампуса от набора образовательных программ — наличие сообщества тех, кто там учится»
Недавно в Высшей школе экономики был запущен онлайн-кампус — цифровое пространство, объединяющее различные онлайн-курсы и онлайн-программы университета, сообщество, каждый участник которого ощущает себя частью Вышки. Как возникла идея онлайн-кампуса, как она реализуется и какие перспективы открываются перед его выпускниками, рассказал проректор НИУ ВШЭ Сергей Рощин.
— Сергей Юрьевич, как в Вышке возникла идея онлайн-кампуса? Есть ли что-то подобное в других российских университетах?
— Идея возникла независимо от чего-либо. Мы ни на кого не оглядывались, а просто признали масштаб деятельности университета в сфере онлайн-образования за последние годы. О других онлайн-кампусах мы не слышали.
— Получит ли онлайн-кампус статус отдельного подразделения университета?
— Нет. У него нет ни стен, ни юридического лица. Этим понятием объединена образовательная деятельность университета, в основе которой — технологии онлайн-обучения.
— Онлайн-обучение в Вышке возникло не вчера. Почему о запуске онлайн-кампуса было объявлено только на днях?
— К моменту объявления о создании онлайн-кампуса университет прошел серьезную эволюцию в этом направлении.
Активное движение в сторону онлайн-образования мы начали в 2013 году — задолго до пандемии. Сначала это были отдельные курсы, затем мы начали формировать более широкие продукты — специализации, а в феврале 2020 года стартовало обучение на первой магистерской программе, реализуемой полностью онлайн, — Master of Data Sciencе на английском языке.
После этого университет стал создавать, реализовывать, развивать и продвигать другие магистерские и бакалаврские онлайн-программы. Уже в 2021 году мы набирали студентов на 8 таких программ, в 2022 году — на 16. В этом году представлена 21 программа — 18 магистерских и 3 бакалаврские, как на русском, так и на английском языке, по широкому спектру направлений подготовки.
Постепенно мы подошли к пониманию, что все это не отдельные программы, а новое большое пространство образовательной деятельности. В 2022 году набор в онлайн-бакалавриат и онлайн-магистратуру составил почти 1 тыс. человек, и это большая величина при общем наборе порядка 17 тыс. Сейчас на онлайн-программах учатся уже 1,5 тыс. человек, и в 2023 году их число возрастет.
— Онлайн-кампус НИУ ВШЭ сегодня — это прежде всего основные образовательные программы?
— Нет. Это и ДПО, и по-прежнему отдельные онлайн-курсы, специализации — связки курсов, которые помогают сформировать точечные компетенции, обновить знания, получить микроквалификации. По сути дела, это обучение по потребностям с учетом возникающих технологических и иных вызовов.
— Как соотносятся друг с другом онлайн-кампус и остальные четыре кампуса Вышки в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и Перми?
— Вышка — это большой единый университет, распределенный территориально, состоящий из четырех кампусов в этих городах, с едиными стандартами обучения, с межкампусной студенческой мобильностью. Это измерение на плоскости, а есть еще одно измерение деятельности всех четырех кампусов — виртуальное онлайн-пространство. И в этом измерении присутствие университета очень заметно.
Объявив о существовании кампуса «Вышка Онлайн», мы признали, что НИУ ВШЭ развивается в этом направлении и будет развиваться еще активнее. Слово «кампус» в данном контексте означает, что речь идет не просто об отдельной программе и отдельных студентах. Это системная работа, связанная с особенностями преподавания онлайн, формированием разных методик, а также решением технических проблем
В онлайн-кампусе мы взаимодействуем со студентами вне времени и расстояний, переплетая компетенции и возможности преподавателей из традиционных кампусов Вышки. Например, бакалаврская программа «Дизайн», на которую в этом году будет проведен третий набор, реализуется в пермском кампусе при активном участии Школы дизайна в Москве.
По онлайн-программам учатся студенты из разных регионов страны, из-за рубежа, и некоторые из них не привязаны к одной точке в пространстве. Например, на магистерской программе «Экономический анализ» учится капитан дальнего плавания, и он успешно сочетает учебу и работу.
— Но почему все-таки кампус? Обычно этим термином называют комплекс учебных корпусов и общежитий с тенистыми аллеями, где студенты гуляют, сидят на скамейках, общаются с преподавателями…
— Отличие онлайн-кампуса, равно как и кампуса с аллеями, от набора образовательных программ — наличие сообщества тех, кто там учится. Мы видим, как такое сообщество формируется, и каждый его участник ощущает себя частью Высшей школы экономики.
Онлайн-кампус НИУ ВШЭ — это не только асинхронное, но и синхронное обучение, в зависимости от особенностей курса или образовательной программы эти форматы можно сочетать. В онлайн-кампусе обязательна проектная деятельность и любые другие формы работы, помогающие объединить студентов, побудить их к взаимодействию в диалоге с преподавателем.
Результатом освоения образовательной программы являются не только сформированные знания, умения, компетенции, но и определенная среда, социальные и профессиональные связи. В онлайн-кампусе мы способствуем созданию этой среды и формированию этих связей гораздо более активно, чем при обучении офлайн.
— Чем руководствуются абитуриенты, отдавая предпочтение основным образовательным программам Вышки, реализуемым полностью онлайн?
— Тем, кто поступает в бакалавриат, очевидно, удобнее получать образование без издержек, связанных с переездом и проживанием в другом городе.
Если же говорить о магистерской подготовке, то здесь многое зависит от конкретной программы. Большинство наших магистерских программ, реализуемых онлайн, — постопытные. Люди, имеющие образование и опыт работы, приходят туда за серьезным обновлением компетенций. Есть и те, кто окончил бакалавриат и хочет получить более специализированное образование в этой же профессиональной нише. Онлайн-формат дает им определенную свободу, возможность совмещать работу с учебой.
Но во всех случаях, выбирая программы нашего онлайн-кампуса, люди понимают, что они получат здесь образование столь же высокого качества, как и на программах офлайн. Здесь есть принципиальный момент: если бы в Вышке не было большого опыта реализации качественных офлайн-программ, не было бы научных исследований, разработок и многого другого, то и качественного онлайн-обучения не было бы.
«Вышка Онлайн» — это всего лишь перенос в другое пространство тех же стандартов качества и того же содержания образования, которое университет предоставляет офлайн. Действуют те же механизмы оценки качества преподавания через обратную связь со студентами. А возможностей для получения такого образования теперь гораздо больше.
— Есть ли у онлайн-программ содержательные преимущества, обусловленные их реализацией в цифровой среде?
— В условиях цифровой революции, применения искусственного интеллекта и работы с данными к любому образованию возникли совершенно новые запросы. Чтобы стать специалистом в той или иной области — юристом, экономистом, историком, дизайнером, — необходимо работать с информационными технологиями — цифровыми сервисами, большими данными, характерными для данной предметной сферы, обладать не только предметными, но и инструментальными компетенциями.
В этом контексте онлайн-образование — развивающаяся возможность отвечать на этот вызов. Оно позволяет иначе формировать набор компетенций — быстро их достраивать, обновлять вслед за обновлением технологий, комбинировать различные программы и продукты. Это логичный ответ системы образования на изменение содержания предметной деятельности и профессиональных технологий во всем мире.
Онлайн-формат позволяет обеспечить постоянное взаимодействие студента с различными ресурсами в цифровом пространстве — получить доступ к библиотеке, оказаться в виртуальном классе, пообщаться в чате, сдать экзамен, пройдя при этом идентификацию. В этом принципиальное отличие от дистанционного обучения двадцатилетней давности — детища другой эпохи, когда для того, чтобы позвонить в другой город, нужно было прийти на телефонную станцию и заказать разговор.
Если студент пришел в класс и ему неинтересно, то, скорее всего, он продолжит сидеть и учиться. А в онлайне он быстро отключится — из виртуальной аудитории можно легко выйти за две секунды. Поэтому контент онлайн-программ должен быть особенно актуальным и востребованным, а преподаватель должен уметь удерживать внимание аудитории на расстоянии.
— Как будет развиваться онлайн-кампус Вышки в ближайшей перспективе? На чем будут сделаны акценты?
— Дальнейшее развитие онлайн-образования в нашем университете в первую очередь связано с поддержанием высоких стандартов качества. Для нас это главный вызов.
Один из акцентов, который нам представляется особенно важным, — дальнейшее создание партнерств с регионами, корпорациями, другими университетами. Опыт показывает, что онлайн-формат упрощает взаимодействие с партнерами, сокращает издержки, возникающие при реализации образовательных программ исключительно в аудитории.
— Сохранится ли на рынке труда спрос на выпускников онлайн-программ?
— На рынке труда сохранится спрос на тех, кто владеет различными профессиональными компетенциями, сочетая их с инструментальными и цифровыми компетенциями, тех, кто получил качественное образование, соответствующее современным технологиям, отвечающее на современные вызовы. Формат — онлайн или офлайн — в данном случае не имеет значения.