• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Только 2% россиян активно продают и покупают акции

7 февраля в ГУ-ВШЭ прошел круглый стол исследователей и финансистов-практиков "Развитие финансовой культуры российского населения".

Ректор ГУ-ВШЭ Ярослав Кузьминов так определил цель и задачи встречи в Вышке с участием известных российских экономистов, социологов и практиков: "У нас сейчас есть возможность не только работать в рамках сложившихся институтов, но и в определенных пределах их модифицировать. Однако надо учитывать, что до сих пор не разработан важнейший аспект, который оказывает достаточно серьезное воздействие на эффективность сложившихся институтов - это проблема экономической культуры населения. Здесь мы должны подразумевать не только ценностные вещи, не только определенные установки. В первую очередь надо говорить о накопленных компетенциях - знаниях, навыках и умении их использовать, в том числе на рынке. Россияне, как правило, плохо знают вопрос, который мы сегодня обсуждаем. Финансовые, инвестиционные рынки, реальные возможности личных сбережений - все это темы, для нашего населения неизвестные".

Я. Кузьминов также подчеркнул, что сейчас широко распространено экстенсивное потребление и не используются классические накопительные инструменты. "Население тратит деньги неэффективно, - сказал ректор. - Причем схожую картину мы видим на фондовом рынке, рынке жилищного строительства, рынках потребительском и страховом".

"И граждане, у которых уже есть достаточные средства, и те, кто намеревается обрести их завтра, готовы модифицировать свое поведение, потребление станет более рациональным, если будет предложен достаточно внятный и достоверный инструментарий", - считает ректор ГУ-ВШЭ.

Александр Ослон, президент Фонда "Общественное мнение" (ФОМ), согласен с тем, что у населения появляются значительные суммы денег, но механизм их использования не отлажен, а потому "они могут стать "проклятием" для государства". В качестве метафоры он привел пробки на дорогах: такие же "пробки" могут возникнуть и в финансовой сфере без нормальной организации денежных потоков.

Андрей Суриков, директор по маркетингу ООО "Атон", отметил, что власть все-таки начинает осознавать важность фондового рынка, но пока этот процесс носит стихийный характер, что мешает эффективному планированию. По его мнению, реклама в СМИ различных инвестиционных программ мало действенна, поэтому пора использовать новые PR-технологии, например, из ряда тех, что успешно применялись во время кампании по введению евро.

Кто же станет первоначальной целевой аудиторией планируемых финансово-просветительских программ? Участники встречи привели данные специализированных исследований: сегодня 2% россиян имеют активный опыт купли-продажи акций, 10% - реально располагают акциями, а между этими категориями находятся 6-7% тех, кто был бы готов в ближайшие годы инвестировать свой капитал - под них как раз наиболее эффективно разрабатывать программы на начальном этапе. А. Ослон привел данные ФОМа, в соответствии с которыми 30% россиян "допускают разговор об акциях", а вот около 70% - даже не понимают, по сути, что это такое.

Рубен Варданян, президент Группы компаний "Тройка Диалог", говоря о темпах роста российского фондового рынка, отметил, что у Москвы сейчас хорошие шансы догнать по уровню развития фондовые рынки Шанхая и Нью-Йорка.

Олег Вьюгин, руководитель Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР), считает, что в нашей стране сейчас "низкая склонность к сбережениям". На его взгляд, проблема заключается в том, что населению пока не предлагаются серьезные перспективные продукты, которые можно было бы воспринимать как определенные общественные блага. Поэтому здесь, с одной стороны, важно работать над культурно-информационным аспектом освещения уже имеющихся предложений, с другой - продолжать разрабатывать привлекательные в перспективе длительного накопления программы.

Иван Тырышкин, генеральный директор ООО "Атон", указал на важность активного развития инфраструктуры отечественного инвестиционного рынка, что сделало бы его привлекательным для российских граждан.

Заместитель генерального директора "ИМА-консалтинг" Анна Лекич рассказала о подготовке программы финансового просвещения на федеральном и региональном уровнях. По ее словам, сейчас ведутся активные обсуждения с губернаторами и выбирается регион, где можно будет осуществить пилотное внедрение системы мер по повышению финансовой грамотности населения.

Татьяна Малева, директор Независимого института социальной политики (НИСП), доцент кафедры экономической социологии ГУ-ВШЭ, выделила два типа финансового поведения: сберегательный и кредитный, отметив, что склонность к кредитному поведению у разных доходных групп разная. Чтобы не снижать тягу к кредитному типу поведения, на ее взгляд, важно помнить, что общественный резонанс от неуспешной программы, как правило, сильнее, чем от какой-либо удачной. «Пиар здесь не работает - полезнее развивать финансовую и юридическую грамотность населения, тогда привлекательные продукты найдут своего клиента», - сказала Т.Малева. Кроме того, у больших социальных групп населения есть спрос на образовательные кредиты. Но сегодня этот инструмент плохо работает. А ведь рост образования, в том числе, работает на повышение финансовой грамотности и культуры населения.

Директор Центра трудовых исследований ГУ-ВШЭ Владимир Гимпельсон заявил, что исследователи в настоящее время не располагают необходимыми репрезентативными данными о финансовом поведении россиян. Для этого, по его мнению, нужно проводить панельные исследования. В целом здесь "необходима осторожность и глубокое знание".

Александр Семеняка, генеральный директор государственного Агентства по ипотечному жилищному кредитованию, подчеркнул, что государству вместо стимулирования индивидуальных инвесторов следует развивать институт коллективных инвесторов, в частности, ПИФов.

Участники заседания решили создать рабочую группу для предварительного определения мер по развитию финансовой культуры населения. В этом вопросе полезно сделать "тонкую настройку" механизмов применительно к разным целевым группам и разработать эффективную систему рационального воздействия в среднесрочной перспективе, подытожил ректор ГУ-ВШЭ.

 

Пресс-служба ГУ-ВШЭ

Вам также может быть интересно:

В питерской Вышке объявили победителей Всероссийского конкурса для учителей «Финансовая перемена»

В Высшей школе экономики в Санкт-Петербурге прошла федеральная конференция «Финансовая культура детям и молодежи: инвестиции в успех». В очном и онлайн формате в ней приняли участие более 3000 школьных учителей, педагогов дошкольных организаций, представителей высших учебных заведений и органов государственной власти из 76 регионов России, Беларуси и Приднестровья. В рамках форума состоялось подведение итогов финального этапа конкурса «Финансовая перемена» и объявление победителей — лучших педагогов-практиков.

«Чтобы быть успешным человеком, нужно обладать финансовой грамотностью»

1 июня Центр культур НИУ ВШЭ стал площадкой московского Дня финансовой грамотности. Такие встречи горожан с экспертами бесплатно проводятся в столице несколько раз в год. Участники узнали, куда выгодно и безопасно вкладывать сбережения, как избегать ошибок и снижать риски на этом пути, а также каких стратегий стоит придерживаться начинающим инвесторам.

Школьники из разных уголков страны ознакомились с новинками в области финансовой грамотности

В рамках проекта НИУ ВШЭ «Академия школьников» совместно с Федеральным методическим центром по финансовой грамотности и благотворительным фондом «Вклад в будущее» был проведен митап для учеников 8–11-х классов, посвященный финансовой грамотности с использованием IT. В нем приняли участие более 600 учащихся из разных регионов, в том числе 80 из Москвы — в очном формате. Также на мероприятии присутствовали несколько учителей московских школ.

НИУ ВШЭ и Благотворительный фонд Сбербанка подписали соглашение о сотрудничестве

8 сентября 2022 года в рамках Московского финансового форума НИУ ВШЭ заключил соглашение о сотрудничестве с Благотворительным фондом Сбербанка «Вклад в будущее». Документ подписали директор Федерального методического центра по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования НИУ ВШЭ Николай Берзон и исполнительный директор фонда Петр Положевец.

«Прошу вас быть максимально ориентированными на сохранение своих денег»

Как сохранить и приумножить деньги в условиях кризиса и не стать жертвой мошенников, рассказали эксперты НИУ ВШЭ и Департамента финансов Москвы. День финансовой грамотности для жителей Басманного района города прошел в Центре культур Высшей школы экономики.

«Разбираться в сути того, что предлагают нам финансовые посредники, необходимо каждому»

Авторский онлайн-курс «Банковское дело» Наталии Горелой, доцента школы финансов факультета экономических наук, на платформе «Открытое образование» даст основы финансовой грамотности. Слушатели узнают, почему банки занимают ведущее место на финансовом рынке, какие операции для них являются традиционными, а какие сравнительно новыми. Курс также поможет разобраться в том, как зарабатывают банки.

Студенты Школы дизайна разработали плакаты, посвященные финансовой грамотности

На улицах Москвы появились плакаты о финансовой грамотности, разработанные студентами Школы дизайна НИУ ВШЭ.  Это итоговая часть проекта, который начался с исследования вопроса финансовой грамотности российских семей и закредитованности населения.

Проект повышения финансовой грамотности школьников планируется продлить до 2019 года

В 2016\17 учебном году в рамках проекта Минфина России, который реализуется на базе НИУ ВШЭ, было подготовлено 7600 учителей в 15 регионах.

Финансовая неграмотность бьет по карману

Россияне умеют считать деньги, но не знают правил поведения на фондовом рынке.

ВШЭ открывает бесплатные курсы по финансовой грамотности для педагогов Москвы

Окончив 72-часовую программу повышения квалификации, школьный учитель или преподаватель техникума сможет вести основы финансовой грамотности факультативно или в рамках внеурочной деятельности. Занятия, рассчитанные на 5-9 дней, будут проводиться в октябре-декабре, возможна дневная (в школьные каникулы) или вечерняя форма обучения. Первая дневная группа стартует 3 октября, вечерняя — 10 октября.