Как работает 83-ФЗ
Год назад был принят Федеральный закон от 8 мая 2010 года № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», который затрагивает все без исключения государственные и муниципальные учреждения. ВШЭ проводит семинары по разъяснению положений реформы в субъектах РФ. О проекте рассказывает проректор ВШЭ Борис Рудник.
— Борис Львович, как возникла идея проведения этих семинаров?
— Здесь следует скорее говорить не о вдруг возникшей идее, а о планомерной работе по реализации положений Федерального закона № 83. В этом году Минфин России уже провел семинары в федеральных округах. На них обсуждались общие для всех отраслей вопросы. Однако учреждения каждой отрасли имеют существенные особенности, и они становятся предметом отраслевых семинаров. Данный проект выполняется по контракту ВШЭ с Минобнауки России. Так что если иметь в виду конкретную работу, то ее инициатором является это министерство. Для выполнения проекта, который рассчитан на три года, создан консорциум во главе с ВШЭ. В него также вошли три федеральных университета — Дальневосточный, Сибирский и Южный. Начиная с октября, консорциум проводил семинары по разъяснению положений реформы в субъектах РФ, всего проведено шестнадцать семинаров, из них шесть «вышкинских»: в Пскове, Владимире, Калуге, Воронеже, Твери и Тамбове.
— На кого ориентированы семинары, и какова их основная проблематика?
— Семинары ориентированы на работников учреждений профессионального образования (СПО и НПО), на работников органов управления образованием в субъектах РФ и муниципалитетов и в целом на людей, чьи интересы затрагивает реформа, кто будет непосредственно претворять закон в жизнь. Сегодня у большинства работников системы образования мало опыта и знаний о том, как использовать инструменты, которые предлагает Закон № 83-ФЗ. На решение этой проблемы и направлена деятельность нашего консорциума. Что касается проблематики, то на семинарах рассматривался широкий спектр вопросов, начиная с разъяснения общероссийского контекста реформы, заканчивая конкретными вопросами бухгалтерского учета, управления учреждениями, формированием перечней услуг, государственного задания и другими вопросами правового и финансового характера.
— Планируется ли проведения семинаров в следующем году, ведь не во всех регионах пройдут семинары в этом году?
— Мы будем работать и в следующем году и через год. Программы семинаров будут меняться, потому что реформы будут продвигаться, люди будут приобретать опыт. Пока на семинарах преимущество было за вопросами весьма общего характера, но чем больше люди будут сталкиваться на практике с новым законодательством, тем больше появится интереса к деталям. Высшая школа экономики уже имеет собственный опыт реализации закона № 83-ФЗ — в конце прошлого года мы перешли в статус автономного учреждения, поэтому мы можем поделиться не только теоретическими выкладками, но и практическими знаниями, как возможно реализовать положение закона в конкретном учреждении.
— В чем состоят основные положения реформы бюджетного сектора?
— В рамках реформы запланирован переход к трем типам государственных и муниципальных учреждений, а именно казенным, автономным и бюджетным. Все три типа учреждений могут быть и в культуре, и в образовании, и в науке, и в других отраслях. Эти типы различаются, прежде всего, уровнем экономической самостоятельности и экономической ответственности. Казенное учреждение практически не имеет экономической самостоятельности, оно живет по смете, не принимая экономических решений, но и не неся полной экономической ответственности, которую разделяет с ним государство. Бюджетные учреждения занимают промежуточное положение между автономными и казенными, но ближе к автономным, которые пользуются наибольшей экономической самостоятельностью и работают в условиях конкуренции. Например, вузы в условиях современной демографии активно конкурируют за бюджетных студентов, и для многих вузов это стало настоящим вызовом, на который им предстоит ответить. И в связи с этим актуализируется потребность в достаточно квалифицированном менеджменте, чтобы вести эту работу. В Вышке подготовка соответствующих специалистов для сферы образования ведется в рамках магистерских программ, реализуемых Институтом развития образования ВШЭ.
Людмила Мезенцева, Новостная служба портала ВШЭ