• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Финансовый ликбез для школьников

Недавно в Вышке был создан клуб «Волонтеры финансового просвещения». Ординарный профессор ВШЭ Николай Берзон рассказывает о задачах и планах нового объединения.

— Николай Иосифович, с какой целью был создан клуб?

— Общеизвестно, что российское население финансово безграмотно. Этот тезис не нуждается в доказательствах. Можно привести множество примеров того, как нелогично, бездумно и нерационально люди распоряжаются своими собственными средствами. Всемирный банк вместе с Министерством финансов России реализует глобальную программу по повышению финансовой грамотности населения, в рамках которой специалисты выступают с лекциями перед школьниками, студентами, взрослым населением страны. Созданы неформальные организации, которые занимаются вопросами финансового просвещения. При Федеральной службе по финансовым рынкам был организован экспертный совет, объединяющий профессиональных участников рынка: сотрудников инвестиционных компаний, банков, преподавателей профильных университетов. Однако, совершенно очевидно, что к этому делу необходимо привлекать более широкий круг людей, которые могли бы распространять знания среди населения. И мы обратили внимание на студентов — самую активную и мобильную часть общества. 14 сентября мы провели в Вышке первую встречу, в которой приняли участие не только представители российской Федеральной службы по финансовым рынкам и департамента волонтерства при Министерстве спорта и туризма, но и сотрудники Московского института открытого образования, который работает со школьниками, а также студенты ВШЭ, МГУ, РГГУ и Финансового университета.

— Много ли студентов заинтересовалось проектом? Какой теме была посвящена первая встреча?

— Первый сбор был ознакомительным. Студентов было человек 30, и мы беседовали о том, с чего начать волонтерское движение, как его лучше организовать, каких результатов мы хотим добиться. Пока не ясно, кто из ребят захочет и сможет участвовать в работе клуба. Студенты — народ занятой: и учебой загружены, и многие сами себе на жизнь зарабатывают, а волонтерство — дело совсем не прибыльное. Поэтому, обращаясь к студентам, я говорил о социальной ответственности, которая должна быть у каждого из нас, о естественной внутренней потребности нормального человека оказывать помощь тем людям, которые в ней нуждаются. И если мы можем поделиться с нашими соотечественниками знаниями о том, как лучше распорядиться личными финансами, как составить свой личный финансовый план, как выстраивать отношения с банками, значит с этого и нужно начать.

— А кто является целевой аудиторией проекта?

— Проект Всемирного банка, согласованный с Минфином, охватывает все категории населения — школьников, студентов, взрослое население трудоспособного возраста и людей предпенсионного и пенсионного возраста. Кстати, я сам вплоть до нынешней весны работал исключительно со взрослыми, главным образом — со слушателями программы МВА, по которой обучаются бизнесмены, зрелые и успешные люди. Однажды они попросили меня пообщаться с их детьми — рассказать о финансах, ответить на вопросы. Просьба была неожиданной, но я согласился, и в течение двух дней встречался со школьниками 6-11 классов. Разговор получился интересным, и ребята задавали вполне разумные вопросы.

Я думаю, что для студентов именно школьники и должны стать целевой аудиторией просветительской работы. Для этого мы организуем школу волонтеров, разработаем учебный план и подготовим студентов к работе в школах. Я уверен, что преодолевать финансовую безграмотность необходимо во всех слоях российского общества. Ведь, как это ни парадоксально, огромное количество россиян не знают, что такое финансовая пирамида, не понимают основных принципов, на которых выстраиваются ее доходы. Все помнят историю с МММ, но многие думают, что сейчас ничего подобного не существует на российском рынке. А на самом деле пирамиды есть, но в другом, завуалированном виде, и люди сами загоняют себя в долговые ямы из-за собственного невежества.

Ко мне недавно обратился студент, который получил на мобильный номер телефона предложение вложить определенную сумму денег в какую-то компанию и ежемесячно получать 8,25% дохода от этой суммы. Вполне понятно, что кому-то другому эта компания выдаст кредит уже под 14,5% и заработает на этой разнице. Вот — типичный пример втягивания людей в кредитную ловушку. Компания будет выдавать кредиты, чтобы иметь свой процент от каждой сделки и рассчитываться с теми, кто вложил свои средства в развитие этого «бизнеса». Даже не говоря о том, насколько рискованными будут такие кредиты, существует большая вероятность того, что начнется выплата процентов за счет новых вкладчиков. Это и есть классическая финансовая пирамида.

Мы планируем рассказать студентам о принципах работы финансовых пирамид, основных рисках взаимодействия с ними и способах их идентификации. Мы хотим объяснить студентам, а они расскажут школьникам о личной ответственности каждого россиянина за свое финансовое благополучие. Надеяться на государство бессмысленно, каждый из нас должен сам строить свое финансовое благополучие и с юности думать о своей будущей пенсии.

— Расскажите, пожалуйста, об основных формах работы волонтеров.

— Мы будем работать с малыми группами, и главными формами волонтерской работы будут беседы на определенную тему, вечера вопросов и ответов, дискуссии, деловые игры и разбор реальных кейсов.

Если популярная игра «Монополия» помогает развивать бизнес-мышление, то, наверное, пора придумать и разработать игру для развития финансового мышления у детей и подростков, научить их составлять финансовые планы — и свой личный, и своей семьи. Мне кажется, что таким образом мы и родителей школьников сможем вовлечь в процесс финансового самообразования. Этот вопрос тоже обсуждался на первой встрече волонтеров, и в ходе разговора мы пришли к выводу, что игры — это хорошая идея, но непосредственное, вербальное общение все-таки важнее, потому что любая игра запрограммирована, а ситуации в жизни постоянно меняются. Наша задача — рассказать о финансовых инструментах, с помощью которых можно зарабатывать деньги.

— А вам не кажется, что подавляющее большинство населения страны занято элементарным выживанием, что слишком низкие доходы не позволяют людям заботиться о финансировании собственного будущего?

— Бедное население России держит на депозитах российских банков 11 триллионов рублей, и это при том, что общероссийский ВВП составляет 40 триллионов. Так ли уж бедно население страны? Деньги у людей есть, но они лежат на депозитах, доходность которых ниже уровня инфляции. Держателю депозита платят 5% годовых, а инфляция — 8%.

Почему россияне не вкладывают свои средства в другие более доходные финансовые инструменты, например, в акции? Потому что люди не знают, боятся этого рынка. Слово «брокер» вызывает такую же отрицательную реакцию, как мошенник или аферист. Наша задача — рассказать о рынке акций и облигаций, не навязывая свое мнение, а объясняя преимущества и недостатки того или иного финансового инструмента.

— Как часто будут проходить занятия школы волонтеров?

— Следующее занятие мы проведем 11 октября, а вообще, будем встречаться один-два раза в месяц. Мы планируем снабдить ребят необходимыми материалами и качественной литературой, чтобы они смогли «переваривать» информацию после занятий. И прежде чем студент-волонтер отправится в школу, он пару раз сходит на встречу вместе со мной — посидит, послушает, поймет методику просветительской беседы и доверительного разговора, а потом, если захочет, начнет работать самостоятельно.

Валентина Грузинцева, Новостная служба портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

В питерской Вышке объявили победителей Всероссийского конкурса для учителей «Финансовая перемена»

В Высшей школе экономики в Санкт-Петербурге прошла федеральная конференция «Финансовая культура детям и молодежи: инвестиции в успех». В очном и онлайн формате в ней приняли участие более 3000 школьных учителей, педагогов дошкольных организаций, представителей высших учебных заведений и органов государственной власти из 76 регионов России, Беларуси и Приднестровья. В рамках форума состоялось подведение итогов финального этапа конкурса «Финансовая перемена» и объявление победителей — лучших педагогов-практиков.

Более четверти россиян доводилось участвовать в деятельности некоммерческих организаций

Согласно результатам всероссийского опроса, проведенного Центром исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ в 2023 году, 80% россиян знают или хотя бы что-то слышали о некоммерческих организациях и инициативах в их городе, селе или поселке.

Два проекта вышкинцев прошли в финал премии #МыВместе

Международная премия #МЫВМЕСТЕ ежегодно присуждается проектам в сфере волонтерства и благотворительности. В этом году на нее было подано почти 40 тыс. заявок — более чем на 5 тыс. больше, чем в 2022 году. В финале оказались 128 финалистов из 48 регионов России, и среди них два проекта вышкинцев. Победителей объявят в декабре на Международном форуме гражданского участия #МЫВМЕСТЕ, приуроченном к Международному дню волонтера. Награды лучшим вручит президент России Владимир Путин.

Эксперты НИУ ВШЭ приняли участие в разработке методики реализации модуля «Обучение служением» в вузах

Высшая школа экономики совместно с Ассоциацией волонтерских центров (АВЦ) при поддержке Министерства науки и высшего образования РФ подготовила методические рекомендации по реализации модуля «Обучение служением». Их уже направили в сотню российских вузов, которые запустят модуль в новом учебном году.

Вышка на ПМЭФ: спрос на данные и экономический эффект волонтерства

В Санкт-Петербурге 14 июня стартовал Петербургский международный экономический форум (ПМЭФ). Ректор и ученые Высшей школы экономики принимают активное участие в его работе. О том, как проходили первые сессии форума, — в материале новостной службы «Вышка.Главное».

«Чтобы быть успешным человеком, нужно обладать финансовой грамотностью»

1 июня Центр культур НИУ ВШЭ стал площадкой московского Дня финансовой грамотности. Такие встречи горожан с экспертами бесплатно проводятся в столице несколько раз в год. Участники узнали, куда выгодно и безопасно вкладывать сбережения, как избегать ошибок и снижать риски на этом пути, а также каких стратегий стоит придерживаться начинающим инвесторам.

В школе коммуникаций НИУ ВШЭ прошел квиз для волонтеров фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам»

В конце марта в здании школы коммуникаций НИУ ВШЭ в Малом Трехсвятительском переулке прошел вечер с активистами фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам». Команда школы коммуникаций рассказала об актуальных образовательных треках и тех возможностях, которые открывает магистерская программа «Коммуникации в государственных структурах и НКО», а гости провели квиз, пообщались с участниками встречи и анонсировали новый телеграм-канал.

«У нас есть возможность внедрить в процесс обучения студентов новую практику»

16 марта в московской «Точке кипения» Ассоциация волонтерских центров в партнерстве с НИУ ВШЭ провела стратегическую сессию «Технология “обучение служением” в университетах России» для представителей вузов и НКО. Стратсессия призвана помочь ее участникам познакомиться с этой технологией и разработать модель ее внедрения в образовательный процесс.

«Земля — наш единственный дом, мы обязаны сохранить ее»

На днях в Центре культур на Покровском бульваре студенческая организация «Зеленая Вышка» провела фестиваль «Зеленый разговор». Участники обсудили главные экологические проблемы планеты и шаги, которые нужно сделать на пути в зеленое будущее уже сегодня.

Школьники из разных уголков страны ознакомились с новинками в области финансовой грамотности

В рамках проекта НИУ ВШЭ «Академия школьников» совместно с Федеральным методическим центром по финансовой грамотности и благотворительным фондом «Вклад в будущее» был проведен митап для учеников 8–11-х классов, посвященный финансовой грамотности с использованием IT. В нем приняли участие более 600 учащихся из разных регионов, в том числе 80 из Москвы — в очном формате. Также на мероприятии присутствовали несколько учителей московских школ.