• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Управление инновационными проектами в Израиле

24 мая в Высшей школе экономики прошел семинар, организованный совместно кафедрой управления проектами ВШЭ и Культурным центром при Посольстве Израиля. Семинар был посвящен управлению проектами в Израиле в соответствии с 7-й Рамочной программой ЕС.

Докладчик, Анна Пелливерт, руководитель отдела образовательных программ Культурного Центра при Посольстве Израиля, рассказала о своем опыте управления инновационными проектами в высокотехнологичной и образовательной сфере.

За более чем 60 лет существования государства Израиль, в стране была создана успешно работающая инновационная система позволившая сформировать условия для создания и успешной коммерциализации инноваций. На сегодняшний день Израиль занимает первое место в мире по инвестициям в научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) — 4,86% от ВВП и второе место в мире, после США, по количеству компаний, вышедших на NASDAQ. Большое преимущество инновационным компаниям Израиля предоставила возможность участия в различных международных программах поддержки НИОКР, и в частности в 7-ой Рамочной программе ЕС, по мнению А.Пелливерт, «главного инструмента финансирования технологического прогресса в Европе».

Израиль не входит в ЕС, однако является ассоциированной страной участвующей в 7-й Рамочной программе ЕС с 1984 года. Это позволило реализовать 677 проектов с Израильским участием (с 2007 года по настоящее время).

Иллюстрируя свой опыт управления инновационными проектами, А.Пелливерт, представила методологию управления проектами, адаптированную для участия в 7-й Рамочной программе. Она рассказала на семинаре об аспектах, связанных с обязательной классификацией проектов (capability и integrated projects) по критериям размера бюджета, длительности сроков, количеству принимающих участие в реализации проектов партнеров; а также о стадиях управления проектами (планирование проекта и управление проектом после подписания контракта). «Стадии работы состоят из двух укрупненных этапов, — отметила, в частности, она. — Это планирование проекта, которое занимает 3-4 месяца — подача и составление тендерной заявки, и реализация, осуществляемая уже после того, как подписан контракт с ЕС». Важным моментом является то, что предпочтение в выборе заявок отдается не тем проектам, у которых меньше бюджет, а тем, которые в наибольшей степени удовлетворяют поставленным целям.

В своем выступлении Анна Пелливерт подробно остановилась на особенностях реализации проектов, в которых она сама принимала участие в качестве менеджера проектов. Среди них, к примеру, проект iDetect4ALL, цель которого заключалась в создании технологии оповещения и обнаружения вторжений в охраняемую зону стратегически важных объектов. Другой проект — INFRA — должен был обеспечить скоординированную работу всех видов спасательных служб в момент чрезвычайной ситуации. Еще один проект Анны Пелливерт (NANOYOU) был нацелен на привлечение молодых людей к реализации карьеры в области нано-технологий путем разработки методики преподавания нано-технологий в старшей школе и на базе музеев науки, а также создание сети пилотных школ.

Как объяснила А. Пелливерт, еще на стадии планирования этих проектов осуществлялось формирование основного пакета документации для предоставления тендерной заявки в экспертную комиссию 7-й Рамочной программы. В функции менеджера проекта входило определение того, отвечает ли имеющаяся у компании технология и возможность создания продукции на ее основе стратегическим требованиям 7-й рамочной программы ЕС, а также стратегическим направлениям развития НИОКР самой компании. Она же,  Анна Пелливерт, занималась разработкой инновационной концепции проекта, поиском партнеров, планированием бюджета и прочим.

Только после тщательной проверки тендерной заявки экспертной комиссией ЕС с выигравшей группой (консорциумом) заключался контракт и финансирование поступало на счет организации, координирующей проект. И лишь после подписания контракта начинался непосредственный процесс реализации проекта: создание инфраструктуры для совместной работы, координация работы партнеров, контроль использования финансовых ресурсов и анализ показателей работы.

Чем завершается подобный проект? Этот вопрос, отметила докладчица, часто обходится стороной, хотя это достаточно важная часть общей картины. «Завершение проекта, — сказала А. Пелливерт, — ознаменовано демонстрацией результата проекта с помощью проведения различных мероприятий, скажем, это может быть проведение непосредственной демонстрации работы оборудования, организация выставок, лекций, семинаров и прочего. Причем после завершения проекта результаты могут быть использованы не только компанией, но и в академической сфере, однако ЕС уже не контролирует этот процесс».

После выступления А. Пелливерт ответила на вопросы аудитории. В частности, особую заинтересованность слушателей вызвал вопрос по распределению бюджета и причинам возможного незапланированного прекращения проектов. Действительно, что происходит, например, когда налицо превышение бюджета, превышение сроков реализации, непреодолимые трудности с партнерами? «В ЕС предусмотрена специальная, четко разработанная процедура по замене партнеров и перераспределению бюджета, — ответила А.Пелливерт. — Если же компания выходит за рамки бюджета, то она продолжает работать на свои средства. Чтобы минимизировать риски возникновения подобных ситуаций, в ЕС существует отлаженная схема мониторинга и контроля за выполнением проекта, реализованная в системе промежуточной отчетности. Если аудитор выявил факт того, что проект не достиг своих целей, то либо прекращается финансирование проекта (что бывает крайне редко), либо производится «реорганизация» проекта: меняются цели, задачи, конфигурация работ, однако финансирование не добавляется. Подобные процедуры имеют место и широко используются, так как есть четкое понимание того, что инновационный проект предполагает высокую степень неопределенности, а значит — может не иметь того уровня успешности как проект неинновационный».

Завершая встречу, А. Пелливерт сказала: «Важно понимать: то, что вы учите, действительно пригодится вам в жизни, на практике. При условии, что вы попадете в правильное место». Также она выразила надежду, что однажды и Россия сможет участвовать в таком эффективном инструменте, способствующем коммерциализации научных результатов, как 7-я рамочная программа ЕС.

Анна Яковлева, старший преподаватель кафедры управления проектами ВШЭ, специально для новостной службы портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

ИСИЭЗ НИУ ВШЭ представил первые результаты проекта «Будущее науки»

Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ впервые определил направления развития сектора исследований и разработок и его возможной трансформации под влиянием мегатрендов. Промежуточные результаты масштабного проекта «Будущее науки» были представлены в день открытия Международного научного симпозиума «Форсайт и научно-техническая и инновационная политика», проводимого в составе XIV Ясинской (Апрельской) конференции НИУ ВШЭ 13 и 14 апреля 2023 г.

Комплекс РИД ученых МИЭМ НИУ ВШЭ получил бронзовую медаль на международном салоне «Архимед»

В конце марта в конгрессно-выставочном центре «Космос» прошел 26-й Московский международный салон изобретений и инновационных технологий «Архимед-2023». Участниками салона стали представители 221 организации из 27 государств и 35 регионов России. Были продемонстрированы около 600 инновационных проектов и изобретений, в том числе два экспоната МИЭМ Вышки.

В Нижнем Новгороде определен победитель международного Конкурса инноваций в образовании КИвО

10 команд-финалистов в формате питч-сессии представили экспертам свои проекты в финале Конкурса инноваций в образовании (КИвО). Защита проектов и церемония награждения состоялись в Нижнем Новгороде на полях Global Impact Conference — международной платформы, объединяющей экспертов в области устойчивого развития.

Набор на курс «Коммерциализация и внедрение наукоемких разработок» продлится до 3 октября

Кафедра менеджмента инноваций НИУ ВШЭ набирает слушателей на программу повышения квалификации «Коммерциализация и внедрение наукоемких разработок». Она предназначена для широкого круга руководителей и специалистов, занимающихся инновационной деятельностью или желающих запустить свой инновационный проект. Чему научат слушателей и может ли полученное образование повлиять на бизнес-результаты, рассказал ее автор и руководитель, старший преподаватель кафедры менеджмента инноваций НИУ ВШЭ Андрей Цымбал.

В Вышке научат создавать инновационные проекты в образовании, медиа и социальной сфере

В сентябре в НИУ ВШЭ стартует новая очно-заочная программа профессиональной переподготовки «Управление инновациями в образовании, медиа и социальной сфере». Она рассчитана на руководителей и специалистов компаний коммерческого и некоммерческого секторов экономики, образования, социальной сферы, инновационных и социальных предпринимателей. Как построена программа и чему научат ее слушателей, рассказал ее руководитель, заместитель заведующего кафедрой менеджмента инноваций НИУ ВШЭ Евгений Савеленок.

Обучение действием: как управлять бизнесом с применением проектных принципов

В этом году была модернизирована программа «МВА — Управление проектами». Ее слушатели получили возможность вырабатывать решения для задач своего бизнеса, анализировать комплексные кейсы из международной практики в рамках Проектной мастерской и обсуждать свои идеи с коллегами в Проектном клубе. В основе обучения — новые знания, компетенции, используемые в различных деловых ситуациях, навыки управления бизнес-процессами в условиях неопределенной ситуации в экономике.

Специалисты Вышки изучили открытость российских инноваций

В дни проведения международного форума «Открытые инновации» ИСИЭЗ НИУ ВШЭ проанализировал «открытость» инноваций в стране, опираясь на данные опроса 545 предприятий высокотехнологичных отраслей промышленности.

В столице появится инновационный суперкластер

26 ноября Президент Российской Федерации подписал Указ № 672 «О создании на территории г. Москвы инновационного кластера», дав старт реализации инициативы мэра Сергея Собянина, активно поддерживаемой на этапе подготовки Высшей школой экономики. Специалисты НИУ ВШЭ изучили передовой опыт инновационных мегаполисов мира, совместно с московским правительством провели серию экспертных обсуждений принципов формирования инновационного суперкластера, а также разработали проект концепции, закладывающей базовые принципы взаимодействия потенциальных участников кластера, который в перспективе может охватить всю передовую экономику города.

Профессор Школы бизнес-информатики ВШЭ представил инновационные разработки на форуме в Сколково

В рамках седьмого Московского международного форума «Открытые инновации», состоявшегося 15–17 октября в Сколково, прошла выставка, на которой результаты своих научно-исследовательских работ демонстрировали представители научных институтов, малых предприятий и ведущих вузов, в том числе НИУ ВШЭ.

«Мы хотим, чтобы студенты проходили через реальную проектную деятельность»

Современные университеты становятся не только научно-образовательными, но и предпринимательскими центрами. О том, как развивается инновационная инфраструктура Вышки, о привлечении студентов к технологическим бизнес-проектам и о магистерской программе «Управление исследованиями, разработками и инновациями в компании» рассказывает вице-президент ВШЭ, заведующий кафедрой менеджмента инноваций Игорь Агамирзян.