• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

ЕГЭ дает шанс ребятам из регионов поступить в столичные вузы

Марина Черкасова, студентка факультета государственного и муниципального управления Высшей школы экономики, рассказывает, как два года назад ей удалось поступить в столичный вуз по результатам единого государственного экзамена.

Источник: РИА "Новости"

— Марина, неужели вы с детства хотели стать государственным служащим?

— Я хотела стать экономистом, а факультет Вышки, где я учусь, готовит, в том числе, экономистов для государственной службы. Мои родители были против — они врачи, и мой выбор в семье воспринимался как трагедия.

— В какие вузы собирались поступать?

— У меня было несколько целей: МГИМО, Плехановская академия, Финансовая академия, Высшая школа экономики. Я оканчивала школу в городе Иошкар-Ола (республика Марий Эл), и все они казались недостижимыми.

— Вузы республики Марий Эл не рассматривались?

— Нет. Я хотела учиться только в Москве.

— Как готовились к поступлению?

— Учила предметы, по которым нужно было сдавать ЕГЭ. Другой возможности поступить в престижный вуз не было.

— А как же предметные олимпиады школьников?

— Здесь у меня не сложилось. В мае участвовала во всероссийской олимпиаде, которую проводила Высшая школа экономики, но мне не хватила одного балла для поступления.

Наша республика еще в 2001 году одной из первых стала участвовать в эксперименте по ЕГЭ, и в старших классах многих школ учителя готовят к ЕГЭ целенаправленно.

— То есть натаскивают?

— Есть распространенное и в корне неверное мнение, что лучшая подготовка к ЕГЭ — это натаскивание. Представьте себе прыгуна в длину, тренировки которого заключаются только в том, что он прыгает в длину. Покажет он после этого результат на соревнованиях? Нет, конечно. Так и с подготовкой к ЕГЭ. Я лично не приемлю натаскивание и зубрежку, как и мои школьные учителя — в этом смысле мне с ними повезло. Они не имели отношения ни к каким московским вузам — просто вкладывали знания, формировали базу, систему.

Но, конечно, любой человек, который готовится к ЕГЭ, должен понять структуру заданий, прикинуть, сколько баллов на каком из них он сможет получить. Часть "А" — это такие вопросы, на которые просто нужно знать ответ, а для решения задач частей "В" и "С" требуется творческое мышление (никогда заранее не знаешь, какую изюминку добавят, например, в уравнение третьей степени по математике). ЕГЭ задает определенные рамки — например, в части "С" нужно выполнять задания именно так, как от тебя требуется. Хороший учитель объясняет эти правила на первых двух занятиях, и дальше нужно готовиться в заданных рамках.

— Вам было сложно подготовиться?

— Учеба в 11-м классе — это был безумный год. С восьми до трех часов — занятия в школе, потом — репетиторы, в восемь вечера приползала домой. Никогда не забуду, как мы сдавали экзамены. Первым был русский язык — до последнего момента никто не знал, в какой школе мы его пишем, собрали учеников из разных школ, преподаватели незнакомые, обстановка незнакомая. Даже парту выбрать нельзя — есть готовый список. Это, конечно, очень жесткие условия, давление на психику, не каждый способен выдержать.

На русском языке я получила 100 баллов из 100 возможных, на математике — 88 (рассчитывала на 95, но разнервничалась и не решила одну задачу — поняла, как решать, только когда домой пришла), на обществознании — 98.

— Как выбирали вуз?

— Я сделала 13 копий своих сертификатов, приехала в Москву, и началась эпопея — как в кино. Ходила по приемным комиссиям, узнавала условия поступления…

Вышку я выбрала, скорее всего, потому, что уже участвовала в олимпиаде — успела познакомиться с будущими абитуриентами, почувствовала атмосферу вуза. Когда пришла в приемную комиссию, мне сказали, что можно зачесть результаты олимпиады по английскому языку, и со своими баллами ЕГЭ по трем оставшимся предметам я прохожу на любой факультет.

Проблема была только в том, что ГУ-ВШЭ проводил зачисление одним из последних — чтобы поступить сюда, нужно было отказаться от всех других возможностей, сжечь все мосты и ждать. Я сказала "нет" шесть раз — именно столько раз мне предлагали стать студенткой других вузов. Возможно, на моем месте кто-то выбрал бы другой университет, другой факультет.

— Вы набрали высшие баллы на ЕГЭ. А как быть тем, у кого результаты не столь впечатляющие?

— Оказалось, моих баллов даже слишком много — у тех, кто набрал гораздо меньше, тоже были хорошие шансы. И это касалось не только Вышки, но и МГУ, МГИМО, других престижных московских вузов.

— Абитуриенты из отдаленных регионов благодаря ЕГЭ находятся в равных условиях с абитуриентами из Москвы? Или в провинции все-таки сложнее подготовиться?

— Если есть знания, значит, будут результаты ЕГЭ, и неважно, где вы учились — в Йошкар-Оле, Чебоксарах, Якутске или Москве.

Хотя, на мой взгляд, москвичи даже в условиях ЕГЭ тратят меньше нервов на поступление в вузы. Есть ведь такой предрассудок, что выпускникам школ из регионов в московские вузы поступить невозможно — разве что на 100 баллов все экзамены сдать. Это очень тяжело осознавать тем, кто учится в школе. И только когда становишься студентом, понимаешь, что это не более чем миф.

Подготовила Людмила Мезенцева
Фото Людмилы Мезенцевой

Вам также может быть интересно:

В российском высшем образовании сложилась новая реальность

28 декабря министр высшего образования и науки РФ Михаил Котюков и ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов представили полный вариант исследования итогов летней приемной кампании в российские вузы, включая платных студентов, филиалы и негосударственные вузы. Последние две категории вошли в мониторинг впервые, что позволило получить полную картину ключевого сегмента российского высшего образования.

В 2018 году вузы набрали более сильных абитуриентов

Высокое качество приема демонстрируют все больше вузов, отличники предпочитают оставаться в регионах, практически все направления подготовки стали привлекательнее для абитуриентов — таковы выводы мониторинга качества приема на бюджетные места российских вузов в 2018 году. 25 сентября на пресс-конференции в ТАСС мониторинг представили вице-премьер Татьяна Голикова, руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов и ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов.

Сильных вузов стало больше

В ведущих технических университетах резко вырос средний балл, население готово платить за качественное высшее образование, абитуриенты стали более рационально оценивать перспективы на рынке труда. Эти и другие выводы 8-го ежегодного мониторинга качества студентов, зачисленных в российские вузы по результатам ЕГЭ и олимпиад в 2017 году, были представлены 16 октября в МИА «Россия сегодня».

Спрос на педагогическое образование растет, дифференциация вузов усиливается

Подведены итоги мониторинга качества бюджетного и платного приема в государственные вузы в 2016 году. Как и в предыдущие годы, он был проведен рабочей группой НИУ ВШЭ в сотрудничестве с проектом «Социальный навигатор» МИА «Россия сегодня» при поддержке Минобрнауки России и Общественной палаты России.

Преподаватель — это менеджер знаний

Андрей Гречко в 2016 году сделал два больших дела: окончил бакалавриат Вышки (программа «Политология») и выпустил первый поток учеников собственного образовательного центра LUDI. Андрей с коллегой Ильей Созонтовым готовят школьников к успешной сдаче ЕГЭ по системе «перевернутый класс».

Хорошие результаты ЕГЭ увеличивают зарплаты выпускников вузов

Чем выше проходной балл при поступлении в вуз, тем больше зарабатывают его выпускники. Каждый дополнительный балл по ЕГЭ увеличивает будущую зарплату в среднем на 2%. Дело не только в престижном дипломе — качественное образование помогает студентам накопить человеческий капитал, который повышает их стоимость на рынке труда. К такому выводу пришли сотрудники Лаборатории исследований рынка труда (ЛИРТ) НИУ ВШЭ Виктор Рудаков и Сергей Рощин в исследовании «Влияние качества вуза на заработные платы выпускников».

Введение ЕГЭ повысило мобильность выпускников

После введения обязательного единого госэкзамена (ЕГЭ) российские выпускники стали активнее переезжать в Москву и Санкт-Петербург, они стали чаще поступать в столичные вузы. Анна Юрко, Фабиан Слонимчик и Марко Франческони в ходе исследования «Последствия ЕГЭ: мобильность выпускников школ и расходы домохозяйств на образование» попытались понять, облегчил ли ЕГЭ поступление в вузы для иногородних абитуриентов.

Репетиторы не помогут троечникам успешно сдать ЕГЭ

Занятия у репетиторов или на подготовительных курсах становятся для семей старшеклассников «мегапроектом», в который они вкладывают массу средств и сил. Однако для школьников с низкой успеваемостью эти инвестиции не окупаются: такие ребята нередко слабо ориентируются в качестве внешкольной подготовки и выбирают не тех поставщиков образовательных услуг. Замзаведующего Международной лаборатории анализа образовательной политики Института образования ВШЭ Андрей Захаров и ведущий научный сотрудник этого института Прашант Лоялка провели исследование и развенчали миф об эффективности репетиторства.

В технических вузах качество бюджетного приема значительно возросло

3 сентября в МИА «Россия сегодня» министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов, ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов и заместитель руководителя Рособрнадзора Александр Бисеров представили результаты мониторинга качества бюджетного приема в российские вузы в 2015 году. В топ-10 по качеству бюджетного приема ВШЭ заняла третье место, Санкт-Петербургский кампус ВШЭ — восьмое.

Итоги первого этапа зачисления

Опубликованы приказы Высшей школы экономики о зачислении абитуриентов бакалавриата на 80% мест, выставленных на общий конкурс.