• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Шаг в будущее: инновации школьников

В рамках форума «Шаг в будущее» в ВШЭ прошел симпозиум для школьников «Первая проба: научные инновации в инженерном деле и обществе». Комментируют директор по профессиональной ориентации и работе с одаренными учащимися ВШЭ Тамара Протасевич и заведующая отделением дизайна МИЭМ ВШЭ Ульяна Аристова.

Тамара Протасевич
Тамара Протасевич
— Тамара Анатольевна, как появилась идея проведения симпозиума, почему было выбрано именно такое название — «Первая проба: научные инновации в инженерном деле и обществе»?

— В 2012 году наш университет установил партнерские отношения с программой «Шаг в будущее». И хотя у нас большой опыт проведения академических интеллектуальных состязаний (2013 год — наш 16-й олимпиадный сезон), мы впервые организовывали научные соревнования для школьников в виде защиты результатов научно-исследовательских работ и инновационных проектов. Поэтому один из четырех научных симпозиумов форума «Шаг в будущее», организацию которого взяла на себя Вышка, и получил название «Первая проба: научные инновации в инженерном деле и обществе».

— На какую аудиторию ориентирован симпозиум и в целом программа «Шаг в будущее»? Каковы ее основные задачи и цели?

— Для того чтобы стать хорошим специалистом в инженерно-технической сфере, необходимо иметь не только светлую голову, но и золотые руки. И программа «Шаг в будущее» как раз ориентирована на ребят, которые демонстрируют не только академические успехи, но и прикладные навыки и умения, проектное мышление и исследовательский потенциал.

Эта программа, созданная в 1991 году выпускниками Московского государственного технического университета имени Н.Э. Баумана, на сегодняшний день авторитетное общенациональное движение, в котором участвуют более 150 тысяч школьников и студентов. Она имеет разветвленную сеть региональных представительств, действующих на базе ведущих российских университетов и научных центров, среди которых Московский государственный технический университет радиотехники, электроники, автоматики, Российский государственный университет нефти и газа имени И.М. Губкина и многие другие. Основная задача форума — не просто демонстрировать достижения талантливой молодежи, а опираясь на своих региональных представителей, системно вести научно-исследовательскую подготовку школьников.

— Каким образом осуществлялся отбор участников симпозиума?

— Отбор начался еще осенью на федеральных окружных состязаниях программы «Шаг в будущее». С нашей стороны в регионы выехали эксперты (в основном это работники МИЭМ НИУ ВШЭ), которые выступили в качестве членов жюри отборочных состязаний. В январе экспертные комиссии секций рассмотрели заявки от победителей отборочного этапа и выбрали лучших. Всего на симпозиум поступило 209 работ, а были отобраны и выступили на форуме 109 человек.

Основная задача форума — не просто демонстрировать достижения талантливой молодежи, а опираясь на своих региональных представителей, системно вести научно-исследовательскую подготовку школьников.

— Как проходила работа симпозиума?

— В Высшей школе экономики проходила работа нескольких секций симпозиума «Шаг в будущее»: социология, языкознание, литературоведение, кибернетика и информационные технологии, прикладная экономика и дизайн. Юные исследователи представляли свои проекты экспертному жюри и участвовали в обсуждении работ других участников. Также в рамках работы форума, под патронажем НИУ ВШЭ прошли олимпиадные состязания по современным информационным технологиям, дизайну, электронике и некоторым другим дисциплинам.

Кроме того для участников и их сопровождающих был организован профессиональный лекторий — выступили эксперты и ученые из разных областей науки. Лекцию под названием «Будем создавать новую космическую технику» прочитал декан факультета информационных технологий и вычислительной техники МИЭМ НИУ ВШЭ Евгений Дмитриевич Пожидаев. Анна Дмитриевна Плисецкая, доцент факультета филологии НИУ ВШЭ, выступила перед школьниками с лекцией на тему «Как зарождалась в России политическая риторика», а доцент кафедры социологии и культурологии МГТУ имени Н.Э. Баумана Александр Аркадьевич Немцов рассказал о психологии характера.

— Каким образом определялись победители симпозиума?

— Победители и призеры выбирались на каждой секции, все участники получили оценку своей работы со стороны экспертов и сертификат об участии в форуме, а лучшие были награждены дипломами I, II и III степени и памятными призами с символикой НИУ ВШЭ. Сразу нескольких наград форума удостоился ученик московской школы Алексей Волков, представлявший свою работу на секции «Кибернетика и информационные технологии». А одним из самых юных победителей стал восьмиклассник Денис Лушин с проектом «Доказательство верности теории креольского происхождения эбоникс». Во время церемонии торжественного закрытия форума на сцене Культурного центра Московского государственного технического университета имени Н.Э. Баумана вместе с директором МИЭМ НИУ ВШЭ Александром Николаевичем Тихоновым мы вручили семь наград лауреатам номинации «Лучший в профессии». И я уверена, что это не последняя профессиональная награда в жизни этих школьников.

 

Работу секции «Дизайн» прокомментировала заведующая отделением дизайна МИЭМ НИУ ВШЭ Ульяна Аристова.

Ульяна Аристова
Ульяна Аристова
— Ульяна Викторовна, каковы ваши впечатления от прошедшего симпозиума, как вы оцениваете уровень и качество представленных работ?

— На мой взгляд, на секции демонстрировались интересные, подлинно дизайнерские проекты, обладающие новаторским подходом в решении проектных задач. Мои коллеги, а в экспертную комиссию вошли практикующие дизайнеры, художники Москвы, преподаватели нашего отделения, высказывали схожие мнения. Уровень работ, представленных на секции, говорит о том, что школьники 9-11-х классов вполне способны решать современные дизайнерские задачи, предлагать и обосновывать новые идеи. На суд экспертной комиссии были представлены разноплановые проекты, выполненные в самых разных областях дизайна, среди них: новые технологии изготовления и дизайна ювелирных украшений, перспективные дизайнерские решения по альтернативному проектированию городского района «Иркутск-сити», анимационные обучающие фильмы, проектирование мебели для младших школьников, тактильные книги для слабовидящих детей, коллекции моделей одежды, бионический стиль в интерьере, разработка усовершенствованного электроприбора для новой технологии художественной обработки дерева и еще много оригинальных и интересных проектов. Могу сказать, что меня очень вдохновило то количество талантливых старшеклассников и перспективных проектов, которые мы увидели на секции. Это дает нам всем шанс сделать свой шаг в будущее — в будущее нового технологичного, красивого и экономически обоснованного современного дизайна.

 

Людмила Мезенцева, Новостная служба портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Cтартовал Международный конкурс ВШЭ и АГУ на цифровой этнолук

Центр языка и мозга НИУ ВШЭ и Лаборатория экспериментальной лингвистики Адыгейского государственного университета в рамках межуниверситетского партнерства проводят Международный конкурс на цифровой этнолук впервые в формате Brain Art / ScienceArt / EtnoArt. Работы принимаются до 25 мая 2024 года.

Проект «Зеркальные лаборатории» НИУ ВШЭ отмечает пятилетие

«Зеркальные лаборатории» — одна из флагманских программ Высшей школы экономики, направленная на развитие внутрироссийских научных партнерств. За время реализации проекта было инициировано 41 научное исследование в партнерстве с 30 региональными вузами и научными организациями. К пятилетию «Зеркальных лабораторий» приурочена серия круглых столов, которые пройдут в ВШЭ 24–25 апреля.

«Цель конкурса — отобрать смелые идеи для более справедливого развития мира»

Об основных целях конкурса, формате проведения и участниках рассказали проректор НИУ ВШЭ, руководитель Экспертного совета БРИКС, сопредседатель Гражданского форума БРИКС Виктория Панова и декан факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ, председатель жюри конкурса Феликс Ажимов на пресс-конференции в ТАСС. Принять участие в состязании могут граждане государств БРИКС в возрасте от 18 до 45 лет. Жюри определит 10 победителей, троим из которых будет предоставлена возможность принять очное участие в Гражданском форуме БРИКС в Москве.

В Вышке наградят студентов, которые напишут диплом с помощью ИИ

Высшая школа экономики запустила конкурс решений, применяющих технологии искусственного интеллекта, при подготовке дипломов. Задача конкурса — оценить использование студентами инструментов на основе генеративных моделей в выпускных квалификационных работах (ВКР), защищаемых в 2024 году.

До 9 апреля принимаются работы на седьмой сезон конкурса HSE CREATIVE OPEN

В очередном сезоне HSE CREATIVE OPEN Школы дизайна ВШЭ открыты новые номинации: «Арт-дирекшн», «Иллюстрированный медиа проект», «Инфографика», «Повествование через ИИ», «Шрифт». Конкурс был запущен в 2022 году, и за первый год собрал больше 1500 работ. Цель — объединить на одной площадке оригинальные идеи и эффектные проекты по всем направлениям дизайна, современного искусства и моды, а также привлечь внимание креативного сообщества к развитию профессий в индустрии. К участию приглашаются начинающие специалисты и студенты, а также выпускники любых вузов вне зависимости от географического положения.

«Отпечаток». Открытый конкурс для фотографов

Образовательное направление Школы дизайна НИУ ВШЭ «Фотография» готовится к запуску онлайн-журнала «Отпечаток». Миссией журнала будет сбор, обобщение и осмысление информации о состоянии современной фотографии в России. Мы планируем поддерживать талантливых фотографов и предлагать им площадку для высказывания, развития и объединения. До запуска журнала мы проводим открытый конкурс, в котором могут принять участие студенты Школы дизайна и независимые фотографы.

В России разработана программа для диагностики дислексии

Ученые НИУ ВШЭ создали инструмент, который оценивает наличие и степень дислексии у школьников, учитывая их пол, возраст, класс школы и данные видеоокулографии. В 2024 году планируется внедрение программы в клиническую практику. Исследования проводились специалистами в области машинного обучения и нейролингвистами в Центре искусственного интеллекта НИУ ВШЭ.

Нейролингвисты Вышки выиграли премию для молодых ученых Москвы

Исследовательницы из Центра языка и мозга НИУ ВШЭ Ольга Буйволова и Ольга Солоухина стали лауреатами премии правительства Москвы для молодых ученых. Премия была присуждена за разработку тестов для диагностики речевых нарушений и терапевтической методики восстановления речи.  Премия вручается правительством Москвы уже 10 лет за выдающиеся фундаментальные и прикладные научные исследования в области естественных, технических и гуманитарных наук.

Открыт второй сезон конкурса «ПАРАДЖАНОВ—100»

Школа дизайна НИУ ВШЭ и Российско-Армянский (Славянский) университет в сотрудничестве с Музеем Сергея Параджанова и Союзом художников Армении продолжают исследовать национальный культурный контекст и объявляют открытый международный онлайн-конкурс коллажа в анимации «ПАРАДЖАНОВ—100» к столетию Сергея Параджанова. Все желающие могут представить свои работы в срок до 26 мая 2024.

Вышка создала консорциум «Трансфер нейрокогнитивных технологий»

Высшая школа экономики, Национальный медико-хирургический центр имени Н.И. Пирогова и Центр патологии речи и нейрореабилитации Департамента здравоохранения города Москвы подписали соглашение о сотрудничестве и создании нейроконсорциума. Он призван стимулировать разработку и внедрение передовых решений в области нейротехнологий, направленных на сохранение и улучшение здоровья людей. Соглашение подписано на 5 лет, а сам консорциум открыт для новых участников.