• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Кто такие тьюторы и на каких магистерских программах ВШЭ их готовят?


© iStock

В российской системе образования будет расти спрос на специалистов, помогающих детям выстраивать индивидуальные образовательные маршруты. Почему это будет происходить и где готовят таких специалистов, рассказал академический руководитель магистерской программы «Педагогическое образование», ведущий научный сотрудник Института образования НИУ ВШЭ Олег Федоров.

Федоров Олег
Олег Федоров

Тьютор спешит на помощь

Ключевая тенденция современного образования во всем мире — отказ от массовости в пользу индивидуализации. На смену жестким образовательным стандартам и программам приходит вариативность. Объем знаний и разнообразие компетенций растут в геометрической прогрессии, и каждый ученик не в состоянии освоить весь имеющийся объем. Уже сегодня в образовательных программах уделяется все больше внимания курсам по выбору, и, возможно, очень скоро свой индивидуальный образовательный маршрут все дети будут выбирать не в 10 и даже не 8 классе, а гораздо раньше.

Однако дальнейшее развитие этой тенденции осложнено существующими практиками. Проблема не только в том, что пространство современной российской школы плохо приспособлено для организации индивидуальной работы с детьми. Важнее другое: не хватает квалификации у педагогов, традиционно ориентированных на работу с большими группами детей. Далеко не каждый учитель способен оказать квалифицированную помощь ребенку в выборе индивидуальной траектории развития, в том числе в вопросах профориентации. Если же речь идет о детях с ярко выраженными особенностями развития (одаренных или с ограниченными возможностями здоровья), проблема многократно усложняется. При том что успех ребенка во взрослой жизни во многом зависит от взрослых, которые в период обучения находились рядом с ним. И здесь на помощь приходит тьютор.

В теории и практике современного образования понятие «тьютор» многозначно, придается больше значения то коучинговой, то психологической составляющей его работы. В нашем понимании тьютор — это прежде всего специалист, помогающий ребенку выстроить индивидуальный образовательный маршрут. В зарубежных образовательных системах с высокой вариативностью образовательных программ институт тьюторов (академических советников) существует давно, в России он появился лишь в 2000-х годах, и тогда же должность тьютора была внесена в государственный реестр должностей. Тьюторы работают в самых разных школах, в том числе в Лицее НИУ ВШЭ.

«Ведущий ребенка»

Какими профессиональными качествами и компетенциями должен обладать такой специалист? Конечно, это знания педагогики и психологии, так называемые soft skills, мягкие навыки, важнейший из которых — умение выстраивать отношения с участниками образовательного процесса. Ведь за каждым ребенком стоят несколько взрослых — родители, бабушки и дедушки, и все они зачастую хотят принимать участие в образовательном процессе. Тьютор должен иметь представление о тенденциях развития системы образования и рынка труда, о профессиях будущего, о том, какой набор компетенций будет востребован в ближайшей перспективе. Он должен видеть весь спектр образовательных возможностей, которые открываются перед его учеником.

Сегодня потребность в тьюторах возникает при выборе ребенком индивидуальной траектории не только в старшей школе, но и в основной, со временем появится спрос на тьюторов и в начальном образовании. Важно понимать, что тьютор — это не учитель-предметник, не методист и даже не педагог в привычном понимании этого слова. Скорее уместно древнегреческое значение слова «педагог» — «ведущий ребенка».

В поле внимания тьютора — образовательные возможности, которые дает ребенку не только школа, но и учреждения дополнительного образования, культуры, спорта. Он выстраивает единую индивидуальную программу, чтобы одна деятельность органично сменяла другую и чтобы все, чем занимается ребенок, способствовало достижению высоких образовательных результатов. Точно так же современный тьютор учитывает возможности виртуального образовательного пространства. Он подбирает для ребенка дистанционные учебные курсы, помогая ему восполнить дефициты, возникающие в системе формального образования. Кроме того, тьютор заботится о социализации ребенка, учитывая особенности его личности.

Две программы

В этом году в Институте образования ВШЭ идет набор на две очные магистерские программы, где готовят специалистов, которые могут выбрать сферу тьюторства для своего дальнейшего профессионального развития.

Выпускники магистерской программы «Педагогическое образование» смогут работать тьюторами в школах, а выпускники магистерской программы «Доказательная образовательная политика» — исследователями тьюторских практик и организаторами работы тьюторских служб.

Обучаясь в университетской магистратуре, будущий тьютор должен, конечно же, пройти практику в школе, получить опыт сопровождения детей. Наши студенты будут работать в школах под руководством наставников, и уже на первом курсе магистратуры это поможет им понять специфику работы тьютора, ускорит их профессиональное развитие. О лучших практиках им будут рассказывать специалисты, стоявшие у истоков тьюторства в России и сегодня работающие в команде президента Межрегиональной тьюторской ассоциации Татьяны Ковалевой.

Магистерская программа «Доказательная образовательная политика»: 20 бюджетных мест, 5 платных мест, 5 платных мест для иностранцев.

Магистерская программа «Педагогическое образование»: 15 бюджетных мест, 5 платных мест, 5 платных мест для иностранцев.

Прием документов на обе магистерские программы — до 31 июля 2018 года включительно.

Вам также может быть интересно:

«Плохо проведенный урок — преступление»

Магистерская программа «Педагогическое образование» была открыта в Институте образования НИУ ВШЭ в прошлом учебном году. Главной ее особенностью стало включение педагогической практики в учебный план: с первых дней учебы студенты преподают в московских школах.

Магистерская программа ВШЭ даст школам учителей — современных художников и дизайнеров

В этом году в НИУ ВШЭ впервые начинается набор на магистерскую программу «Современный дизайн в преподавании изобразительного искусства и технологии в школе» по направлению «Педагогическое образование». Ее выпускники будут учить школьников по-новому.

ВШЭ будет готовить учителей математики нового поколения

Факультет математики ВШЭ совместно с Центром педагогического мастерства (ЦПМ) Москвы ведет набор на две образовательные программы — бакалаврскую и магистерскую, где будут готовить учителей математики, способных также преподавать информатику и физику. 

Педагогическим вузам придется наладить подготовку сверхлюдей

Что должны уметь современные учителя, по каким программам их готовить и как вообще должно измениться педагогическое образование в России, обсудили 22-24 октября участники конференции, организованной Московским городским психолого-педагогическим университетом (МГППУ) и Высшей школой экономики.

В российском образовании много печалей, но и позитивные сдвиги есть

24 июня Институт образования ВШЭ провел заключительный в 2013-2014 учебном году семинар «Актуальные  исследования и разработки в области образования». Итоги года подводили эксперты, руководители вузов, школ и представители Минобрнауки, обсуждавшие экономические, управленческие и идеологические тенденции развития российского образования.

«Магистратура поможет вывести мою работу на новый уровень»

Любовь Писарик — первая в 2014 году абитуриентка магистратуры Высшей школы экономики. Она поступает на программу «Управление образованием», которая реализуется Институтом образования совместно с факультетом государственного и муниципального управления ВШЭ.

Аспирантов вытащат из «темных углов»

Педагогические аспиранты Вышки могут достойно зарабатывать, занимаясь только наукой. О том, как университет готовит качественно новое поколение исследователей, рассказывает директор аспирантской школы по образованию Александр Сидоркин.

Требования к учителям высоки, но соответствуют им немногие

2 апреля на секции «Развитие образования» XV Апрельской международной научной конференции «Модернизация экономики и общества» обсуждалась проблема обновления педагогических кадров. В работе круглого стола приняли участие ректоры двух ведущих московских педвузов Алексей Семенов и Игорь Реморенко.

Реформа педагогического образования станет частью комплексной программы обновления кадров

Проект Концепции поддержки развития педагогического образования, представленный на общественное обсуждение два месяца назад, не будет приниматься как отдельный документ, но его основные идеи войдут в Комплексную программу повышения профессионального уровня педагогических работников. Почему было принято такое решение, объясняет научный руководитель Центра мониторинга качества образования ВШЭ Виктор Болотов.

От критики педагогического образования власть переходит к мерам по его развитию

Минобрнауки России опубликовало для общественного обсуждения проект Концепции поддержки развития педагогического образования. Как благодаря этому документу может измениться подготовка учителей, размышляет научный руководитель Центра мониторинга качества образования ВШЭ Виктор Болотов.